Папки-передвижки

Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы

красноштанова ирина николаевна
Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Обзор методической литератры по теме : «Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы»

Восприятие художественной литературы имеет огромное значения для познавательного развития ребёнка. Слушая текст произведения литературы, дошкольник должен представить себе происходящие по сюжету события, включиться в них, связывать фрагменты в логическую последовательность. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает все эти способности. Если при восприятии, например мультфильмов, всё даётся на экране вготовом виде, то приобщение к книге требует большой внутренней активности. Чтение книг развивает образное мышление ребёнка, будит воображение, стимулирует к осознанию себя и своих действий.

Публикация «Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы» размещена в разделах

В периодических изданиях представлен обширный материал по методике работы с текстами художественных произведений.

«ДВ» №1; 2011г. Автор: О. Чиндилова, статья «ЧХЛ дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации».

Автор выделяет 4 этапа совместного чтения детей взрослых:

1. Рассматривание книги (у детей возникает желание прочитать её);

2. Чтение текста в режиме медленного чтения (с остановками, комментариями); необходимо помочь ребёнку «войти» в текст;

3. Обсуждение прочитанного (пересказ, «Правда-неправда», вырежение эмоций с помощью жестов и мимики);

4. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий.

Взрослый должен понять на какие сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует текст, и в зависимости от этого подбирать задания.

«ДВ» № 12; 2013 г. Авторы: Е. Смирнова, О. Полилова. «Нужны ли детям звучащие книжки?».

Рассматривается проблема отношения дошкольников к «книгам-плеерам». В таких книгах иллюстрации издают звуки, иногда полностью воспроизводится текст в результате нажатия ребёнком кнопки. В результате проведённого исследования (группа 25 детей) были сделаны такие наблюдения:

25% детей – отказались от прослушивания такой книги;

У 87% наблюдалась высокая вербальная активность (но 46% от этого числа интересовались только устройством самой книги).

Когда иллюстрация издаёт звуки, то она уводит внимание ребёнка от текста,книга утрачивает своё литературное содержание. Озвученные полностью книги делают невозможным участие взрослого в процессе чтения, голос звучит механически без пауз и акцентов, без эмоций.

У детей наблюдается быстрое утомление: дошкольнику трудно одновременно воспринимать звучащий текст, музыку и картику.

«ДП» № 1; 2013 г. Автор: С. И. Курбатова. «Осуществление принципа интеграции ОО при ознакомлении детей с художественной литературой».

Интеграция области «Чтение детям художественной литературы»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы :

- ОО «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по

поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи);

- ОО «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);

-ОО «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений).

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса :

- ОО «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений);

- ОО «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).

Художественная литература - универсальное развивающие средство, позволяющее формировать у детей целостную картину мира; особая образовательная область, содержание которой дополняет и обогащает разнообразные виды детской деятельности.

Сюжет литературного произведения может стать основой НОД, и тогда всё игровое пространство разворачивается по мотивам сказки или рассказа :

- «Путешествие в царство Снежной королевы»; «ДВ» №2, 2011г. Закрепление умения классифицировать геометрические фигуры, самостоятельно обследовать и сравнивать эти фигуры по наличию элементов, развивать вообрежение, совершенствовать умение выполнять игровые действия с ориентировкой.

- «Путь в замок Снежной королевы», Е. Хазанова «ДВ»№ 10, 2013г. Используются пособия «Палочки Кьюзенера», «Сложи узор». Формируется умение решать логические задачи, закрепляют знание дней недели, пословицы о дружбе.

Возможно использование отдельного литературного образа : «Познавательно-игровой досуг для старших дошкольников «Баба Яга-костяная нога» Е. Р. Железнова «ДВ» №3, 2011г. Загадки о Б. Я., названия сказок, в которых она присутствует, описание её внешности и т. п.

Текст произведения может помочь в формировании у детей представлений о некоторых явлениях природы и окружающего мира:

- «Конспект НОД по сказке А. Грибачёва «Заяц Коська и Родничок»», «Справочник ст. воспитателя» №3, 2011г. Формирование представления о круговороте воды в природе.

- Т. Федосова «Познавательно-развивающие досуги по книге «Саша и Маша»»; «ДВ» № 5, 2011г. Знакомство с некоторыми видами птиц и животных, вызвать интерес к познанию окружающего мира.

Текст произведения может стать источником проблемной ситуации:

- Поисково-проблемная ситуация «Откуда и как сливочное масло попадает к нам на стол», С. И. Курбатова. «ДВ» №1, 2013г. На примере Р. Н. С. «Петушок и бобовое зёрнышко» формируется представление об этапах изготовления масла, их последовательности, как это происходило в сказке, как на самом деле раньше.

Возможно использование и малых литературных форм (загадки, пословицы и т. п.) :

- конспект «Дерево рассказывает сказки» ; «ДВ» №6, 2013г. Свойства дерева как материала, формирование умения различать деревья разных видов.

- А. Куликова, А. Мешалкина «Конкурс «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе»; «ДВ» №2, 2013 г. (в рамках проекта «Злаки»). Развивать речь детей, коммуникативные навыки, память, формировать умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Возможна разработка целого проекта по творчеству отдельного автора:

- проект «Путешествие в Чукоккалу», автор : Н. Меншутина, «ДВ» №8, 2013г.

Литературный конкурс «Сказки дедушки Корнея» : игры «Путаница», «Найди сказку», «Бюро находок» - развитие логического мышления; «Расставь по порядку!» - умение объяснить причинно-следственные связи; «Кто? Что?» - умение различать живое/неживое …

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной, выразительной речи детей раннего возраста средствами произведений художественной литературы Добрый день уважаемые эксперты! 1 слайд Разрешите представиться – Захарова С. В. Мой стаж работы 6 лет, работаю с детьми раннего возраста,.

Педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности восприятия художественной литературы Задание № 1. Выявить умение определять жанр произведения: сказка, рассказ, стихотворение. Игра «Помоги Незнайке» Незнайка не может разобраться,.

Календарный план по теме: «Формирование гражданской принадлежности средствами музейной педагогики» Возраст: старшая группа. Цель: формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. Задачи: 1. Образовательная: воспитывать.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» Трудно переоценить значение художественной литературы в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера. Правила.

Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста. Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей. Воздействие художественной.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Ситуации для организации и развития самостоятельной детской деятельности средствами художественной литературы Ситуации для организации и развития самостоятельной детской деятельности средствами художественной литературы. Ситуация 1. Воспитатель:.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного.

Загадка как средство формирования речевого развития, восприятия художественной литературы и фольклора Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 06:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем красноштанова ирина николаевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД