красноштанова ирина николаевна
Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Обзор методической литератры по теме : «Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы»
Восприятие художественной литературы имеет огромное значения для познавательного развития ребёнка. Слушая текст произведения литературы, дошкольник должен представить себе происходящие по сюжету события, включиться в них, связывать фрагменты в логическую последовательность. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит, развивает все эти способности. Если при восприятии, например мультфильмов, всё даётся на экране вготовом виде, то приобщение к книге требует большой внутренней активности. Чтение книг развивает образное мышление ребёнка, будит воображение, стимулирует к осознанию себя и своих действий.
Публикация «Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы» размещена в разделах
В периодических изданиях представлен обширный материал по методике работы с текстами художественных произведений.
«ДВ» №1; 2011г. Автор: О. Чиндилова, статья «ЧХЛ дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации».
Автор выделяет 4 этапа совместного чтения детей взрослых:
1. Рассматривание книги (у детей возникает желание прочитать её);
2. Чтение текста в режиме медленного чтения (с остановками, комментариями); необходимо помочь ребёнку «войти» в текст;
3. Обсуждение прочитанного (пересказ, «Правда-неправда», вырежение эмоций с помощью жестов и мимики);
4. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий.
Взрослый должен понять на какие сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует текст, и в зависимости от этого подбирать задания.
«ДВ» № 12; 2013 г. Авторы: Е. Смирнова, О. Полилова. «Нужны ли детям звучащие книжки?».
Рассматривается проблема отношения дошкольников к «книгам-плеерам». В таких книгах иллюстрации издают звуки, иногда полностью воспроизводится текст в результате нажатия ребёнком кнопки. В результате проведённого исследования (группа 25 детей) были сделаны такие наблюдения:
25% детей – отказались от прослушивания такой книги;
У 87% наблюдалась высокая вербальная активность (но 46% от этого числа интересовались только устройством самой книги).
Когда иллюстрация издаёт звуки, то она уводит внимание ребёнка от текста,книга утрачивает своё литературное содержание. Озвученные полностью книги делают невозможным участие взрослого в процессе чтения, голос звучит механически без пауз и акцентов, без эмоций.
У детей наблюдается быстрое утомление: дошкольнику трудно одновременно воспринимать звучащий текст, музыку и картику.
«ДП» № 1; 2013 г. Автор: С. И. Курбатова. «Осуществление принципа интеграции ОО при ознакомлении детей с художественной литературой».
Интеграция области «Чтение детям художественной литературы»
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы :
- ОО «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по
поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи);
- ОО «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей);
-ОО «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений).
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса :
- ОО «Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений);
- ОО «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений).
Художественная литература - универсальное развивающие средство, позволяющее формировать у детей целостную картину мира; особая образовательная область, содержание которой дополняет и обогащает разнообразные виды детской деятельности.
Сюжет литературного произведения может стать основой НОД, и тогда всё игровое пространство разворачивается по мотивам сказки или рассказа :
- «Путешествие в царство Снежной королевы»; «ДВ» №2, 2011г. Закрепление умения классифицировать геометрические фигуры, самостоятельно обследовать и сравнивать эти фигуры по наличию элементов, развивать вообрежение, совершенствовать умение выполнять игровые действия с ориентировкой.
- «Путь в замок Снежной королевы», Е. Хазанова «ДВ»№ 10, 2013г. Используются пособия «Палочки Кьюзенера», «Сложи узор». Формируется умение решать логические задачи, закрепляют знание дней недели, пословицы о дружбе.
Возможно использование отдельного литературного образа : «Познавательно-игровой досуг для старших дошкольников «Баба Яга-костяная нога» Е. Р. Железнова «ДВ» №3, 2011г. Загадки о Б. Я., названия сказок, в которых она присутствует, описание её внешности и т. п.
Текст произведения может помочь в формировании у детей представлений о некоторых явлениях природы и окружающего мира:
- «Конспект НОД по сказке А. Грибачёва «Заяц Коська и Родничок»», «Справочник ст. воспитателя» №3, 2011г. Формирование представления о круговороте воды в природе.
- Т. Федосова «Познавательно-развивающие досуги по книге «Саша и Маша»»; «ДВ» № 5, 2011г. Знакомство с некоторыми видами птиц и животных, вызвать интерес к познанию окружающего мира.
Текст произведения может стать источником проблемной ситуации:
- Поисково-проблемная ситуация «Откуда и как сливочное масло попадает к нам на стол», С. И. Курбатова. «ДВ» №1, 2013г. На примере Р. Н. С. «Петушок и бобовое зёрнышко» формируется представление об этапах изготовления масла, их последовательности, как это происходило в сказке, как на самом деле раньше.
Возможно использование и малых литературных форм (загадки, пословицы и т. п.) :
- конспект «Дерево рассказывает сказки» ; «ДВ» №6, 2013г. Свойства дерева как материала, формирование умения различать деревья разных видов.
- А. Куликова, А. Мешалкина «Конкурс «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе»; «ДВ» №2, 2013 г. (в рамках проекта «Злаки»). Развивать речь детей, коммуникативные навыки, память, формировать умение анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Возможна разработка целого проекта по творчеству отдельного автора:
- проект «Путешествие в Чукоккалу», автор : Н. Меншутина, «ДВ» №8, 2013г.
Литературный конкурс «Сказки дедушки Корнея» : игры «Путаница», «Найди сказку», «Бюро находок» - развитие логического мышления; «Расставь по порядку!» - умение объяснить причинно-следственные связи; «Кто? Что?» - умение различать живое/неживое …