Татьяна Синикова
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
цель и задачи опыта.
Цель:
Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру.
Задачи:
1. Создать условия для приобщения к детской субкультуре.
2. Обогащать социальный опыт ребенка, осознавать нормы и правила поведения
3. Способствовать установлению гуманных взаимоотношений в системе “ребенок - ребенок”
3. Сохранять самобытность детского коллектива при взаимодействии взрослой и детской субкультур через систему взаимодействия с семьей
Публикация «Опыт работы „Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника“» размещена в разделах
В своей работе я руководствовалась следующими принципами организации процесса социального воспитания:
• индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических
ситуаций в социальном взаимодействии личности;
• воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека,
• воспитание духовно — нравственных качеств : доброта, сострадание, милосердие, желание придти на помощь ближнему и др.
5. Система работы по формированию духовно- нравственных качеств дошкольника посредством детской субкультуры.
В своей работе за основу я взяла методическое пособие «Социальное развитие детей в ДОУ» Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина, ООО «ТЦ Сфера», 2008
Опыт работы содержит следующие компоненты детской субкультуры:
• детской правовой кодекс,
• коллекция
• детский юмор
• народные традиции
• духовно — нравственные представления (качества личности)
• словотворчество
Реализация задач духовно – нравственного воспитания была организована через формы детской субкультуры : игровые проекты, презентации, выставки, события.
Необходимым условием приобщения дошкольника к детской субкультуре является создание в группе позитивного эмоционального климата. Дети должны чувствовать себя комфортно, относиться друг к другу терпимо, не боятся рассказывать о себе и т п.
Для определения уровня взаимодействия воспитателя с детьми ежегодно проводится анализ выполнения ФГТ, раздел «Взаимодействие», проводятся проективные рисуночные методики, например, «Моя любимая группа». Результаты данных диагностик показал высокий уровень взаимодействия воспитателя с детьми и наличие благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. (Приложение 2)
Свою работу проводила по блокам : блок «Дети», блок «Родители» и по следующим этапам:
1-й этап —Аналитико — диагностический май 2008г (см обоснованность выбора темы)
2- й этап - Подготовительный сентябрь — декабрь 2008 учебный год
На этом этапе была создана соответствующая предметно – развивающая среда в старшей группе МДОУ д/с №3 «Рябинушка» :
• Мини – музей, уголок по «музейной педагогике»
• Наличие материала по народоведению включен во все зоны, уголки детской деятельности: это и элементы русского национального костюма, и предметы утвари, посуды, детские музыкальные инструменты, народные музыкальные инструменты.
• Карты нашей страны, области с ярко выраженными изменениями местности. По ней дети узнают о городах и селах нашей области, реках, протекающих здесь, могут находить заповедные места и залежи полезных ископаемых; макеты архитектурных объектов: православных храмов, зданий; природных ландшафтов.
• Уголок патриотизма (символы России, малой Родины)
• Предметы — накопители (сундучок, сокровищницы)
• Постоянные и временные выставки
• Коллекции
• Дидактические игры: Моя семья», «Животные нашего леса», альбомы «Времена года», «Семья», «Птицы, животные и растения нашего края», «Об этом знает каждый» ит. п.
• Игровые пособия для знакомства детей с историей и бытом малой Родины, флорой и фауной России, Нижегородской области,
• Фотогалереи: «Купола Вачского района», Достопримечательности Вачского района, «Природные памятники Вачской земли»; стенд «Символы России, Нижегородской области, поселка Вача, малой Родины»;
• Подобрана фоно - и аудиотека народных мелодий, видеотека «Золотое кольцо России», «Природа России», и т. д.
• Игротека подвижных и дидактических народных игр, картотека детской художественной литературы.
Мною было подобрано программно – методическое обеспечение, необходимое для реализации задач социализации и духовно — нравственного воспитания дошкольника :
• «Я,ты,мы» О. Л. Князева, Р. С. Стеркина М, Дрофа, ДиК 1999г
• Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Типография ОАО «ГАЗ» СПб: Детство – пресс, 1998г
• «Мой родной дом»
Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. А. Семикова, Н. Новгород, Талам,2000г
• «Моя страна Россия» Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова,
М, Просвещение,1999г
• «Социальное развитие детей в ДОУ» Методическое пособие Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина, ООО «ТЦ Сфера», 2008
• «Моя страна Россия» Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова,
М, Просвещение,1999г
• «Нравственное воспитание в детском саду» В. И Петрова, Т. Д. Стульник, М., Мозаика – Синтез,2005г
• «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Е. А. Губина, Н. С. Кудряшева, Г. И. Лугвина, Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю Твардовская
• Дошкольнику – об истории и культуре России», Г. Н. Данилина Москва 2005
• «Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста» и дидактический материал к нему под ред. А. С. Алексеевой.
• «Я – ребенок, и я имею право.» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, ООО Скрипторий,2003г
• Образовательный проект «Дорогою добра» «Духовно – нравственное воспитание дошкольника в ДОУ Вачского района. 2010-2013гг»
Перспективный план работы по формированию и проявлению детской субкультуры
Блок «Дети»
Компоненты детской субкультуры Формы детской
субкультуры Название работы Срок выполнения
1 Детской правовой кодекс Игровые проекты
«Мои права»
(приложение 3) 05.09г
Презентации Альбом «Я имею право» 05.09г
Выставки Фотовыставка
«Я расту» В течение года
События «День прав ребенка» - детский праздник. (приложение 4) 06.09г
2 Коллекция Игровые проекты «Детское коллекционирование» 01.09г
Презентации Открытки ко Дню рождения
Пасхальные деревянные яйца
Фишки
Игрушки от киндер – сюрпризов
Обрядовая кукла
(Приложение 5)
Магнитики 02.09г
Выставки 03.09г
События 03.09г
3 Детский юмор Игровые проекты «Посмеемся вместе»
(приложение 6) 04.09г
Презентации Детская юмористическая газета «Посмеемся вместе»
Рисунки – аппликации «Избушки – хохотушки» В течение года
Выставки Фотовыставка «Посмеемся вместе» 04.09г
События Праздник: «Небылицы в лицах»
Вечер детских шуток, веселых историй, анекдотов
Театрализованное представление сказки : «Чудесное превращение избушки Бабы — Яги» (приложение 7) В течение года
4 Народные традиции Игровые проекты «В тереме расписном живу, к себе в избу гостей приглашу»
(приложение 7) 08.09г
Презентации «Бабушкин сундук»
«Птица счастья – оберег дома» 09.09г
Выставки «Чудеса осени»
«Красивые окна» 10.09г
События Праздник «Осенины»
(приложение 8) 11.09г
5 Духовно — нравственные представления Проект «Сопричастие к православным праздникам»
(приложение 9) 01.10г
Презентации Пасхальное угощение 04.10г
Выставки Детский рисунок «Рождественская открытка», «Пасхальная открытка»
«Пасхальное яйцо»- коллекция деревянных Пасхальных яиц.
Украшение веточки вербы, березы. 01.10г
04.10г
События Православные праздники:
«Красная Пасха»- «Весенний перезвон»
(приложение 10)
«Рождество»
(приложение 11)
«Именины»
«Масленица» В течение года
6 Народные игры Игровые проекты «Игры наших предков»
(приложение 12)
02.10г
Презентация «Я умею организовать и провести народную игру» 03.10.
События Праздник «Народные игры»
Использование народных игр при проведении православных праздников
(приложение 13) 03.10г
7 Словотворчество Детское словотворчество: пословицы, поговорки, рифмы, дразнилки, небылицы, составление сказок, складушки и т. д. имело место во всех компонентах
субкультуры
(приложение 14)
Блок «Родители»
№ Формы работы Название мероприятия Срок выполнения
1 Родительское собрание Народные игры, как средство воспитания нравственных качеств дошкольника 10.09г
Детская субкультура, как фактор формирования духовно – нравственных качеств дошкольника 10.10г
2 Консультации Семейные увлечения — залог гуманных взаимоотношений в семье 09.09г
Народные игры и их роль в нравственном становлении ребенка 12.09г
Духовно – нравственные представления через сопричастие к православным праздникам 04.10г
3 Совместные мероприятия Православные праздники
«Играем вместе» В течение года
08.10г
4 Презентации Пасхальное угощение
«Птица счастья – оберег дома» 04.10г
5 Выставки «Чудеса осени»
«Обрядовая кукла» В течение года
6 Акции Помощь в создании предметно — развивающей среды В течение года
7 Совместные походы Парк, речка Вачка, родник В течение года
8 Совместные экскурсии МОУ ДОД ЦДТ, МОУ ДОД ДЮЦ «Ровестник», Районный краеведческий музей, Центральная межпоселенческая библиотека В течение года