Смирнова Анна
«Волшебные свойства бумаги и ткани». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
• Познакомить детей с основными свойствами бумаги и ткани.
• Дать сравнительную характеристику этих материалов.
• Научить детей устанавливать связь между материалом предмета и его назначением.
• Расширить словарный запас и улучшить навыки формулирования мыслей.
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о свойствах бумаги и ткани.
Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание и восприятие через сравнение и анализ.
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сравниваем бумагу и ткань
- Средняя группа
- Ткань. Изучаем ткань
- Ткань. Свойства, экспериментирование
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, сотрудничеству и уважительному отношению к сверстникам.
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативное развитие:
- Развивать навыки общения, внимание и память.
- Учить детей отвечать, не перебивая друг друга.
- Формировать дружеские отношения и навыки взаимодействия в группе.
- Создать условия для развития сюжетно-ролевых игр и обогатить представления о мире.
2. Познавательное развитие:
- Закрепить знания о бумаге и ткани, их физических и функциональных свойствах.
- Научить детей понимать, как свойства материала влияют на его использование.
- Развивать любознательность и интерес к экспериментированию.
- Обучить самостоятельному описанию предметов и их характеристик.
3. Речевое развитие:
- Развивать связную речь и навыки составления описательных рассказов.
- Учить подбирать сравнения и развивать творческое мышление.
- Обогатить словарный запас, связанный с характеристиками материалов.
- Воспитывать желание участвовать в диалоге и задавать вопросы.
4. Физическое развитие:
- Формировать положительное отношение к физической активности.
- Развивать внимание и координацию движений.
- Совершенствовать двигательные навыки и умение взаимодействовать с воспитателем.
5. Художественно-эстетическое развитие:
- Приобщать детей к восприятию художественных образов через мультфильмы и сказки.
- Поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес к творчеству.
Методы и приемы:
• Практические: Обследование, эксперименты, игры, упражнения и решение проблемных ситуаций.
• Наглядные: Рассматривание, показ способов действия и использование лупы.
• Словесные: Рассказ педагога, беседы, вопросы и ответы, объяснения и обсуждение.
Оборудование:
Для проведения занятия понадобятся платочка из ткани и бумаги для каждого ребенка, лупы, тазик с водой, телевизор, два контейнера, сундук.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня есть замечательная новость: один сказочный герой нуждается в вашей помощи. Вы любите сказки и приключения? Я тоже! Тогда давайте вместе отправимся в путешествие по страницам одной очень доброй и волшебной истории. Готовы? Отлично! Возьмём с собой смекалку, смелость и хорошее настроение, чтобы преодолеть все испытания. Не забудьте запомнить путь, чтобы вернуться обратно.
2. Основная часть. “Путь в сказочную страну”.
Воспитатель:
1. Идем по зыбучим пескам, высоко поднимаем ноги (ходьба с высоким подниманием колен).
2. Перепрыгиваем по кочкам через болото (прыжки по “кочкам”).
3. Видим нору (подлазание под воротики).
Воспитатель:Вот мы и пришли в сказочную страну. Кто здесь? Ребята, отгадайте загадку.
Строит рожицы, играет,
На деревья залезает,
Чтоб потом на высоте
Покачаться на хвосте.
Длиннорукая, смешная
И проказница такая!
Жить не может без банана.
Кто же это?.
Дети: Обезьяна.
Воспитатель: Всё верно, это обезьяна!
Обезьяна: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, обезьянка!
Воспитатель: У тебя что-то случилось, обезьянка? Почему ты грустишь?
Обезьяна: Ребята, мой друг Попугай попросил помочь ему разобрать вещи в этом пиратском сундучке. Они сделаны из бумаги и ткани. А я ничего не знаю ни про бумагу, ни про ткань. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
Воспитатель: Ребята, поможем обезьянке?
Дети: Поможем!
Обезьяна: Я буду очень внимательной, буду запоминать всё, что вы мне расскажете.
Воспитатель: Ребята, чтобы помочь Обезьянке, нам самим нужно многое узнать о бумаге и ткани. Пожалуйста, проходите в нашу лабораторию и рассаживайтесь на свои места.
(Дети садятся за круглый стол.)
1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат бумажные и тканевые платочки.
Воспитатель:Возьмите сначала бумажный платочек, потрите его пальцами. Какая бумага?
Дети: Бумага жесткая, холодная и гладкая.
Воспитатель:Отложите платочки. Теперь возьмите тканевый платочек и потрите его пальцами.
Дети: Ткань мягкая, теплая и шершавая.
Воспитатель: Какие молодцы! Мне очень понравились ваши ответы. А тебе, Обезьянка, что запомнилось?
Обезьянка: Мне понравилось, как дети весело отвечали. Я запомнила, что ткань теплая, мягкая и шершавая, а бумага холодная, жесткая и гладкая.
Воспитатель: Давайте посмотрим на бумагу и ткань на свет.
(Воспитатель и дети рассматривают платочки на свету.)
2. Воспитатель: Теперь давайте проведём ещё один интересный опыт! Повернитесь к окну, возьмите лупу и посмотрите на свет сначала через бумажный платочек, а затем через тканевый.
Воспитатель: Что вы видите, когда смотрите через тканевый платок?
Дети: Ниточки.
Воспитатель:А когда смотрите через бумажный платочек?
Дети: Нитей не видно.
Воспитатель: Запомните, что тканевый платок состоит из нитей, а бумажный — нет. Обратите внимание на экран. (фото ткацкой фабрики и фабрики по производству бумаги)
Воспитатель: Ткань делают на ткацкой фабрике из нитей, а бумагу производят на бумажной фабрике, спрессовывая опилки.
Воспитатель: Обезьянка, ты запомнила?
Обезьянка: Да, я поняла, что ткань состоит из нитей, а бумага — нет.
(Воспитатель и дети мнут ткань и бумагу, чтобы показать разницу в их структуре.)
3. Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети: Нет!
Воспитатель: А я предлагаю убедиться в этом. Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Обезьянка: Ой, а я знаю один стишок про тишину.
Шум увидел Тишину
И сказал: "Я не пойму,
Почему ты не шумишь?
Не кричишь и не шуршишь?"
Тишина ему в ответ:
"Тише-тише. Шуму - нет.
Я тихонько пошепчу.
Ну а лучше, помолчу. "
Воспитатель: Давайте создадим полную тишину и возьмём сначала платочек из бумаги и начнём его мять. Что вы услышали?
Дети: Она шуршит.
Воспитатель: Правильно, она издаёт звук - шуршит.
А теперь возьмите платочек из ткани и сомните его. Слушайте, издаёт ли звук ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети: Нет!
Воспитатель: Верно, платок из ткани не издает никакого звука, не разговаривает с нами.
Значит, что мы нового можем рассказать Обезьянке?
Дети: Когда мнешь платочек из бумаги он шуршит, а из ткани –нет.
Обезьянка: Спасибо вам, ребята, это было очень интересно.
4. Воспитатель: Ребята, посмотрите ведь наши платочки измялись, давайте мы попробуем их расправить. Попробуйте разгладить их. Что у вас получилось?
Дети: Платочек из бумаги не разглаживается!
Воспитатель: Да, вы правы! Платочек из бумаги настолько мятый, что не распрямляется. А вот платочек из ткани легко разгладился.
Обезьянка: Спасибо, ребята вы очень понятно мне это показали. А вы хотите со мной поиграть?
Дети: Хотим!
Обезьянка: Отлично, тогда вставайте передо мной и повторяйте движения.
Физкультминутка с Обезьянкой.
(на экране появляется физкультминутка по показу)
Обезьянка: Вы такие ловкие, ребята! Молодцы!
5. Воспитатель: Ребята, нас ждет еще один эксперимент. Подойдите к столу. (Дети подходят к столу, где находится тазик с водой). Как вы думаете, если наши платочки испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте это проверим. Возьмите платочек из ткани, погрузите его в воду, а затем отожмите. Что мы видим?
Дети: Он стал мокрым.
Воспитатель: Теперь опустите в воду платок из бумаги, отожмите его, попробуйте выпрямить. Что произошло?
Дети: Он рвётся.
Воспитатель: Верно, если мы решим постирать платочек, сделанный из ткани, он станет мокрым, но не порвётся. А вот шарф из бумаги после стирки размокнет и начнёт рваться, так что его придётся выбросить. Следовательно, какой платочек прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети: Из ткани.
Воспитатель: Обезьянка, теперь ты поняла, ели захочешь сшить себе одежду, то выбирай для этого ткань, а не бумагу.
Обезьянка: Спасибо, я так и сделаю.
Воспитатель: Вот теперь, Обезьянка, когда ты узнала всё о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь! Вставайте полукругом у сундука, мы его откроем.
(Открыть сундучок.)
Ребята, здесь находятся вещи Попугая из бумаги и из ткани. Давайте мы их разложим 2 контейнера:
– в контейнер с картинкой «Ткань» положите вещи из ткани;
– в контейнер с Картинкой «Бумага» положите вещи из бумаги.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель: Посмотри, Обезьянка, правильно ли дети всё разложили?Обезьянка: Всё верно ребята. Молодцы. Вы мне очень помогли. Мне пора идти к Попугаю, я всё ему расскажу. До свидания. Ещё увидимся!
Дети: До, свидания!
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Вот и нам пора возвращаться домой. А запомнили дорожку, по которой мы пришли в сказочную страну?
Дети: Да!
(Дети в обратном порядке выполняют движения “Путь в сказочную страну”.)
4. Рефлексия.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Я хотела бы вас спросить:
• Вам понравилось наше путешествие?
• Что вы нового узнали?
• Что вам особенно запомнилось?
(Дети дают свои ответы)
А за то, что вы были такие внимательные и активные, я вы хотела вас наградить этими сердечками. (Воспитатель вручает сердечки ребятам). Спасибо, вам ребята! Мне тоже было приятно с вами сегодня путешествовать!