Ольга Мокеева
«Капризный возраст». Консультация для родителей детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок капризничает, не слушается. Что происходит с ребенком, родители тревожатся. Но ребенок не может оставаться одинаковым, так как его развитие предполагает необходимость перемен.
Общие реакции ребенка формируется неравномерно. Периоды развития чередуются от плавного развития до скачкообразного, иногда бывают бурными и резкими.
Возрастные кризисы у детей примерно прослеживаются так: первый - в 3 года, второй - в 6-7 лет, третий - около 13 лет.
Темочки:
В возрасте 2-3 лет нередко замечают родители, что ребёнок становится неуправляемым и очень капризным. Но ругать за это малыша не стоит, так как это важный момент в его развитии. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.
В этом возрасте у детей появляются новые слова «нет», «не хочу» и они начинают повторяться довольно часто из уст вашего послушного ребёнка. Поведение малыша может быть непонятным для родителей, поэтому и возникает тревога. Ребенок кричит, топает ногами, замахиваться на взрослого с сердитым лицом или действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Таким образом он проявляет свою самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но у него это еще не получается. Ребёнку что-то не нравиться и таким образом он выражает своё недовольство.
Такой период длится несколько месяцев и протекает у всех детей по-разному. Поэтому взрослые именно в это время испытывают трудности в общении с ребенком, они сталкиваются с капризами и упрямством. Дети протестуют, ругаются, дерутся и делают то, что запрещено. В этот неспокойный период развития ребёнка не надо его ругать и обижаться, кричать, наказывать и пытаться силой заставить его что -то делать. Это может закрепить в подсознании мотивы отрицательного поведения.
Надо найти в себе силы и терпеливо отнестись к маленькому крикуну. Переключение внимания ребёнка на другую деятельность, очень помогает. Например, можно включить ему мультфильм или музыку по желанию ребенка. После акцентирования внимания на конфликтах такого рода, у малыша могут развиться неврозы. Отклонения в поведении ребенка (долгое перебирание пальцев рук, однообразное раскачивание, отказ от общения с окружающими) могут быть сигналами развивающегося невроза. Если вдруг вы заметили отклонения, то нужно немедленно показать малыша психоневрологу.
Во время кризиса может быть противоречивость действий у ребёнка, которые можно устранить противоположным действием: «Даже не пытайся убирать игрушки!». И ребенок сделает это с удовольствием.
Так же кризис может проходить на грани нервного заболевания, в форме детского деспотизма - стремление проявить власть над окружающими. Ребенок требует, чтобы исполнялось все, что он хочет. А если этого не происходит, то малыш бросается на пол, кричит, сучит ногами. В этом выражается его бессильная злоба. Что делать в таких ситуациях?
Чтобы избежать агрессивных состояний у детей, необходимо помнить, что ласковое слово может снять озлобление. И воспользуйтесь приведенными ниже советами:
Если он бьет товарища по играм, уведите партнера из комнаты, предварительно пожалев его. Вам малыш останется в одиночестве и сообразит, что так делать нельзя.
Установите правила поведения и не меняйте их ни в коем случае. Напомните ему о правилах, которые вы вместе установили, и скажите: «Сынок, ты мне скажи, что тебе хочется ударить собачку и ты знаешь, что этого делать нельзя. Потому что драться нехорошо!» Чаще всего у ребенка после таких слов пропадает желание драться, но если желание не пропадает, то надо заинтересовать ребёнка другой деятельностью (игрой).
Когда ребенок поступает правильно, хвалите его. Это закрепляет положительное поведение. Хвалить надо не односложно: «Молодец!» - а например: «Ты, сегодня, все машинки поставил на полочку красиво, мне очень понравилось!».
Чаще всего дети агрессивны, когда устали или голодны. Обращайте на это особое внимание и не провоцируйте агрессию голодного малыша долгими походами в магазин.
Сочините сказку, где малыш будет главным героем, создавая ситуации, где ребенок ведет себя правильно и получает за это похвалу. Поговорите об этом, когда малыш спокоен, если он нервничает, он вас не услышит.
Не требуйте от ребёнка прекратить капризничать и кричать, а лучше переключаете его внимание другой просьбой. Например: «Сынок, подойди ко мне. Давай обнимемся!» Ребенок сделает это без особого труда.
Помните, что ребенок не изменится в один день или ночь. Поэтому, наберитесь терпения и радуйтесь даже маленьким победам вашего любимого малыша. И успех в воспитании ребёнка ждет вас!