Дарья Климкина
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Д] — [Д’]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дифференциация звуков [Д – Д’]»
Цель: выработка умения дифференцировать звуки [Д – Д’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звуков [д], [д’]; учить дифференцировать звуки; учить составлять предложения по заданным словам.
Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [Д] — [Д’]“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звуков [д], [д’]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этих звуков; установить связь между артикуляционным укладом и акустическими характеристиками этих звуков в рамках развития фонематического слуха; развитие фонематического слуха при дифференциации звуков; развитие общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитание речевой культуры общения.
Оборудование:
Зеркало (настенное); картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинки, в названиях которых есть звуки [Д – Д’]; картинка с буквой Д.
Ход занятия
Название этапа Содержание Примерные ответы ребенка
1. Организационный момент. - Здравствуй, садись.
- Успокаиваемся, настраиваемся на занятие.
Здравствуйте
2. Основная часть
2.1Артикуляционная гимнастика.
2.2. Сообщение темы занятия.
2.3. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [Д – Д’].
2.4 Упражнение на развитие фонематического слуха
2.5 Связь буквы со звуком.
2.6 Задание на развитие фонематического слуха.
2.7 Физминутка.
2.8 Составление предложений.
1. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Положи руки на стол, чтобы они не мешали.
- Смотри на себя в зеркало.
- Делаем упражнения:
1) Общие упражнения:
1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз).
2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз).
3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз).
5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками) : «Верх – вниз, вверх – вниз…»
- Молодец, отдохни.
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звуков [Д – Д’] :
1. - Сделаем упражнение «Дворник» : широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем нижние зубки изнутри (под счет до 10 по 5 подходов).
- Молодец, отдохни.
2. – А теперь («Дворник») будем поглаживать язычком верхние зубки точно также в разные стороны (10 раз по 5 подходов).
- Молодец, отдохни, проглоти слюнки.
3. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр» : широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 5 подходов).
2. Подведение к теме занятия.
- Посмотри на картинки, назови их: дом, дорога, дерево, дупло, дятел, дети, доктор.
- Выдели первые звуки в этих словах. (- Звуки [Д – Д’].)
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [Д – Д’] и учиться их отличать друг от друга.
3. Артикуляторно-акустическая характеристика звуков [Д – Д’].
- Произносим звук [Д] и смотрим на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [Д], в каком положении находятся губки?
- Правильно, в «улыбке».
- А теперь снова произнесем звук [Д] и постараемся почувствовать, где язычок.
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [Д]? (- Упирается в верхние зубки.)
- В каком положении зубки? (Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.)
- А теперь приложи руку к горлышку, и постарайся почувствовать, голосовые связки вирируют или нет при звуке [Д].
- А если голосовые складки вибрируют, какой это звук? Звонкий или глухой?
- Дай характеристику звука [Д], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (- Звук [Д] : согласный, звонкий, твердый, парный)
- Молодец.
- А теперь произнесем звук [Д’] и смотрим на себя в зеркало.
- Когда мы произносим звук [Д’], в каком положении находятся губки?
- Тоже в «улыбке».
- В каком положении язычок, когда мы произносим звук [Д’]? (- Упирается в верхние зубки.)
- В каком положении зубки? (Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.)
- А. голосовые связки вирируют или нет при звуке [Д’]. (Вибрируют.)
- Дай характеристику звука [Д’], смотри на таблицу (с характеристикой звуков). (- Звук [Д’] : согласный, звонкий, мягкий, парный)
- Чем похожи звуки [Д – Д’]? (Когда мы произносим звуки [Д – Д’], губки находятся в положении в «улыбке». Язычок упирается в верхние зубки; голосовые складки вибрируют. Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.)
- А еще, чем, похожи? (Звуки [Д – Д’] согласные, звонкие, парные.)
- А чем же отличаются? (Звук [Д] – твердый, а звук [Д’] - мягкий)
- Молодец.
4. Упражнение на развитие фонематического слуха:
- Приготовь свои ушки и ладошки.
• Дифференциация звуков в слогах :
- Я буду говорить слоги, ты должен очень внимательно меня слушать, если услышишь среди слогов слог со звуком [Д], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [Д’] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.
- Приготовились: хлопок – на звук [Д]; ручка на звук [Д’].
Слоги: дя, за, но, ду, ка, ты, ди, зы, до, лу, зу, ды, та, зэ, да, по, де, то, сы.
- Молодец!
• Дифференциация звуков в словах :
- А теперь среди слов, точно также: если услышишь в слове звук [Д], хлопнешь в ладоши, если услышишь звук [Д’] – поднимешь руку; если же не услышишь ни того, ни другого звука – сидишь спокойно.
Слова: Дерево, петух, дом, ручка, дорога, сом, снеговик, том, стол, барабан, деньги, аист, сова, игра, доктор, лиса, директор, носорог, день, шапка, дым.
- Молодец!
• Дифференциация звуков в словосочетаниях :
- Я сейчас буду говорить словосочетания, а ты, если услышишь звук [Д] среди слов, хлопнешь в ладоши, а, если услышишь звук [Д’] – поднимешь руку. Приготовились: на звук [Д] – хлопаем, на звук [Д’] – поднимаем руку.
Словосочетания: дорогой костюм, веселый день, чистая вода, смешанный лес, новые карандаши, длинный забор, морозный декабрь, хмурый индюк, алые розы, добрый пес, высокий дом.
- Молодец, очень внимательный.
5. Связь буквы со звуком.
- Какой буквой на письме обозначается звук [Д]? (Буквой Д.)
- Какой буквой на письме обозначается звук [Д’]?
(Буквой Д.)
- Правильно, буква Д обозначает два звука : твердый: [Д] и мягкий [Д’].
- Посмотри на эту букву (показать печатную и письменную букву).
6. Дифференциация звуков [Д - Д’] в слогах, словах; работа в тетради:
- Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым) :
О Я Е
Д А И Ы
У Е
- Дополни эти слоги до слов.
- Запиши получившиеся слова в тетради.
7. Физминутка.
- Давай немного отдохнем.
- Встаем, выходим из-за парты.
- Сначала посмотри на меня и послушай, я говорю и показываю движения, а потом сделаем вместе:
Поднимаюсь на носки: 1 – 2 – 3
Поднимаю руки
И держись.
Резко вниз теперь присяду
Буду прыгать до упаду.
8. Составление предложений.
- Вспомни картинки, которые я показывала в самом начале занятия.
- Назови эти картинки: дом, дорога, дерево, дупло, дятел, дети, доктор.
- Придумай предложения с этими словами.
- Запиши получившиеся предложения в тетрадь. Дети выполняют артикуляционную гимнастику
Ребёнок выполняет задание
- Упирается в верхние зубки.
Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.
Звук [Д] : согласный, звонкий, твердый, парный
Тоже в «улыбке».
- Упирается в верхние зубки.
Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.
Когда мы произносим звуки [Д – Д’], губки находятся в положении в «улыбке». Язычок упирается в верхние зубки; голосовые складки вибрируют. Видно и верхние и нижние зубки, между ними небольшая щель.
3. Итоги занятия. - - Дай характеристику звука [Д], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Дай характеристику звука [Д’], в каком положении находятся губки, зубки, что делает язычок, когда мы произносим этот звук?
- Чем эти звуки похожи?
- Чем отличаются?
Отмечается работа ребенка на занятии.
- До свидания!