олеся гашникова
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова»
Актуальность:
Адаптация ребенка в детском саду, всегда была актуальной темой для родителей и воспитателей. Ведь почти всегда родители, отдавая ребенка в сад заинтересованы в быстром привыкании ребенка к саду. Большее количество малышей испытывают трудности в процессе адаптации в ДОУ. Ведь дети в возрасте 1,5–3 года испытывают трудности в развитии речи, у многих полностью меняется режим дня и питание, у детей отсутствуют навыки самообслуживания, а некоторые дети даже не умеют ходить на унитазы, так как дома привыкли к горшку. Стиль воспитания и характер взаимодействия взрослый-ребенок отличается в саду от того который используют дома. Поэтому практически всегда адаптация — это стресс для малышей, и их эмоциональное состояние напрямую сказывается на его дальнейшем развитии. Для того чтобы адаптация прошла как можно менее «безболезненно» воспитатель должен создать комфортные условия пребывания детей в группе, уметь снять мышечное и эмоциональное напряжение, помочь в преодолении детских страхов. А также научить детей взаимодействовать с воспитателем и наладить контакт между детьми, помочь развить игровые навыки, контролировать поведение, и обучить социально-бытовым навыкам. В этом процессе очень могут помочь стихотворения, потешки, которые дети привыкли слышать дома. Ведь дома мама, укладывая ребенка спать поет ему песню, умывая, либо собирая на прогулку приговаривает потешку. Посредством таких художественных образов устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с внешним окружающим малыша миром, появляется ощущение чего-то знакомого. Роль влияние потешек на жизнь, а в нашем случае адаптацию малыша трудно переоценить: слушая слова, ритм, музыкальность, — он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством художественного слова» размещена в разделах
Цель: повышение своего теоретического уровня в воспитательном процессе, создание благоприятных условий адаптации ребенка в условиях группы и детского сада.
Задачи:
• Определение и изучение уровня адаптации ребенка к условиям ДОУ
• Профилактика и преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации.
• Развитие навыков взаимодействия между детьми и взрослыми
• Снижение импульсивности, тревоги, агрессивности.
• выявить значение народного творчества в воспитании детей
• познакомить детей с малыми формами фольклора
Реализовывать данную деятельность я планирую через долгосрочный проект «Здравствуй! Детский сад»».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Месяц Тема Цель
Сентябрь 1. Потешка «Кто у нас хороший?» .«Ванечка, Ванюша, кашку ты всю скушай», «Это ложка, это чашка». Игра: «Угостим кошечку молочком». «Кормление куклы». (ВЕСЬ МЕСЯЦ) Цель: с помощью потешки помочь ребёнку в период адаптации войти в непривычный для него мир. Помочь детям преодолеть застенчивость. Учить самостоятельно есть жидкую пищу, пить из кружки без посторонней помощи.
2. Сказка «Репка» Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, довести до сознания детей замысел сказки: добиться желаемого можно совместно при помощи взаимовыручки.
3. Потешка «Водичка – водичка»
с обыгрыванием «Ай, лады, лады!» Цель: познакомить детей с новой потешкой.
С помощью потешки прививать культурно – гигиенические навыки, Побуждать активно «участвовать» в мытье и вытирании рук.
4. Введение в режимные моменты потешки «Водичка – водичка» Цель: учить детей аккуратно мыть лицо и руки, пользоваться индивидуальным полотенцем. Во время процедуры использовать художественное слово.
Октябрь 1.«Давайте познакомимся с петушком».
Игрушка «Петушок». Потешка «Петушок, петушок» Цель: познакомить детей с домашними птицами: петухом, курицей, цыплятами; их отличительными особенностями: хвост, гребешок, бородка, оперение.
2. Игра – развлечение. Театр - игрушек по потешке
«Петя, Петя, петушок»
С называнием имени каждого ребенка Цель: познакомить с содержанием потешки, уточнить и закрепить имена товарищей
3. Игр 3. Как Петушок утром разбудил игрушки». Игрушка «Петушок» и другие игрушки. Цель: повторить с детьми знакомую потешку, развивать звукоподражание. Обогащать представления детей о домашних птицах.
4 .Показ детям русской народной сказки, настольный театр «Курочка Ряба».
Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…» Цель: учить слушать сказку в инсценированном варианте. Учить детей выполнять движения, соответствующие тексту, воспитывать интерес к инсценировке.
Ноябрь 1. Потешка «Наши уточки с утра…» Цель: познакомить детей с текстом новой потешки. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.
2. «Колобок» Цель: формировать у детей интерес к сказкам, вспомнить знакомую сказку, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам, воспроизводить слова из текста, интонацию.
3. Использование фланелеграфа (предметные и сюжетные картинки). Закрепление потешки «Наши уточки с утра…» Цель: закрепить знания детей о том, как кричат птицы. Воспитывать правильное звукопроизношение.
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием игрушек Цель: Узнавать на стенде героев потешек, учить повторять за воспитателем отдельные фразы из потешек. Прививать любовь к русскому фольклору.
Декабрь 1. Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!» с использованием иллюстраций. Цель: познакомить с потешкой, учить показывать каждое слово потешки жестом, движением рук или пальчиков.
2. Закрепление потешки «Ой, ду-ду, ду-ду,ду-ду!»Показ на фланелеграфе. Цель: продолжать знакомить с фольклорным произведением, в котором рассказывается о вороне. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов.
3. Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Игра на дудочках. Цель: учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, находить знакомых персонажей, называть их. Обратить внимание детей на изобразительные средства, используемые художником. Учить детей извлекать звуки из детских музыкальных инструментов.
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Занятие по знакомым потешкам с использованием аудиозаписей. Цель: учить узнавать потешки на слух, эмоционально реагировать на услышанное. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, прививать интерес к чтению.
Январь 1. Внесение игрушки-кота. Д/и на звукоподражание. Цель: учить называть животного, выполняемые им действия, познакомить с названиями частей тела животного. Прививать доброе отношение к животным, учить соблюдать правила обращения с ними. Учить подражать голосам большого и маленького кота.
2. Потешка «Как у нашего кота…»
Использование шапочки кота. Цель: продолжать знакомство с малыми фольклорными формами, обогащать речь детей словами и строчками стихов. Расширять знания детей о домашних животных.
3. Потешка «Пошёл котик на торжок». ель: формировать у детей интерес к звучащему слову, вызвать эмоциональный отклик.
4. Сказка «Курочка Ряба» Цель: Познакомить детей со сказкой.
Февраль 1. Потешка «Огуречик, огуречик» с элементами сказки, с показом. Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы. Обогащать словарь детей «огуречик», «огурчик», «огурец». Потешку - песенку подавать в форме наставления старших младшим.
2. Сказка «Теремок» Цель: познакомить с новой сказкой, довести до сознания детей замысел сказки – вместе веселей, все должны трудиться. Помочь детям увидеть выразительные особенности сказки (каким голосом говорят звери). Учить детей пересказывать сказку, соблюдая интонацию героев.
3. Потешка «Заяц Егорка» Цель: учить детей внимательно слушать. Развивать связную речь детей, поддерживать интерес к произведениям устного народного творчества.
4. Оформление стенда «Ладушки» картинками. Цель: вызвать у детей интерес к потешкам.
Март 1. Внесение игрушки-козы. Цель: рассмотреть игрушку. Назвать части тела, окрас, характерные отличия от других животных.
2. Потешка «Коза-хлопота» с иллюстрациями. Цель: закрепить и расширить знания о домашних и диких животных. Высветить образ козы - доброй и мудрой матери, оберегающей своих детей.
3. Пальчиковая игра «Идёт коза рогатая». Цель: вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на потешку. Учить повторять за педагогом слова, проговаривать потешку выразительно, Учить складывать пальцы «рожками», обыгрывать потешку.
4. Д/и «Кто что ест?». Закрепление потешки «Коза - хлопота» театра игрушек. Цель: учить детей выбирать то, чем питается определённое животное, правильно соотносить название предмета с изображением на картинках.
Апрель 1. Рассматривание иллюстраций потешек книжках. Цель: учить детей аккуратно обращаться с книгами, находить иллюстрации, соответствующие определённым потешкам. Поддерживать интерес детей к чтению и книжной графике.
2. Потешка «Из-за леса, из-за гор» с движений. Цель: познакомить детей с новым фольклорным жанром – потешками -небыличками. Дать детям почувствовать курьёзность описываемых ситуаций, их юмористичность.
потешек
«Сорока-белобока», «Гуси-гуси», «Ладушки». Цель: прививать детям интерес к устному народному творчеству. Поощрять стремление запоминать потешки. Учить детей воспроизводить действия воспитателя.
4. Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» Цель: помочь детям вспомнить русские народные сказки, осмыслить содержание нового произведения (дружба и взаимопомощь, охарактеризовать главного персонажа.
Май 1. Потешка «Тили - бом». Цель: познакомить с новой потешкой. Учить детей внимательно слушать текст, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях.
2. Чтение знакомых потешек с движениями. Цель: учить детей выразительно повторять строфы потешек, показывать действия. Развивать память, приобщать к культуре русского народа.
3. В гостях у сказки «Репка». Пальчиковый театр Цель: учить слушать сказку (без разыгрывания). Вызвать интерес к драматизации, ряжению. Активизировать речь детей, учить имитировать движения, подражать голосам животных. Учить передавать действия персонажей, их настроение.
4. Итоговое фольклорное развлечение «Веснянка». Цель: вызывать интерес к фольклору, повторять за воспитателем небольшие потешки.
Ожидаемые результаты адаптации детей раннего возраста к д/с посредством малых фольклорных форм
У воспитателя сформируются основы педагогического мастерства:
- умение анализировать научно-методическую литературу;
- умение применять полученные знания на практике;
- создание условий, отвечающих современным требованиям образования и потребностям получателей социальных услуг.
У детей планируется достижения следующих результатов:
- создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, комфорта;
- хорошее настроение, позитивные эмоции;
- дошколята-малыши любят свой детский сад и группу;
- устойчивое эмоциональное состояние, благодаря которому дети легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми; у них крепкий, спокойный сон и хороший аппетит.
- обогащение и активизация словаря детей;
- привлечение родителей детей раннего возраста к осознанному воспитанию своих детей.