ирина солдатенко
Занятие по речевом развитию «Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’]. Буква» Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’]. Буква Р
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, пони-мать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы.
2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р’], различать их.
3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.
4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов.
5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением со-гласных.
Публикация «Занятие по речевом развитию „Звуки [Р], [Р’]; [Р] — [Р’], Буква“ Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь, что я сделал раньше?» Взрослый читает ребенку предложение, задает вопрос: «Ответь, что я сделал раньше?» Ребенок отвечает.
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Прежде чем пойти в детский сад, я по-завтракал. Я поздоровался, прежде чем начать разговор.
Задание 2. Знакомство со звуком [Р].
Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?
Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Р] :
— губки свободны;
— зубки сближены, но не соприкасаются;
— кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубками и вибриру-ет;
— посередине язычка идет теплая воздушная струя;
— горлышко «работает».
Символ звука : собака громко рычит: РРРРР. (см. цветную вклейку). Характеристика звука : согласный (язычок создает преграду воздуху, твер-дый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3. Фонетическое упражнение.
Как рычит злая собака? РРРРР. (звук [Р] произносится громко, раска-тисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]» : р, б, ж, р. ; ра, жа, бу, ры. ; ар, ам, ур. ; рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.
Задание 5. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» : ра-ар, ру. ар-ра, ур.
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ро-ру-ры., ар-ор-ур-ир., бра-бро-бру-бры., абр-обр-убр-ибр.
Задание 6. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р], по заданию: звук [Р] стоит в начале слова, в середине, в конце слова. Придумать с каждым словом предложение, сосчитать количество слов в нем, найти знакомый предлог.
Задание 7. Взрослый называет ряд слов сложной структуры со звуком [Р], а ребенок должен внимательно послушать и повторить эти слова. Необ-ходимо объяснить ребенку значение незнакомых ему слов. Определить коли-чество и место звуков [Р] в этих словах :
прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.
Задание 8. Взрослый называет слово целиком, а ребенок произносит его по звукам, определяя количество звуков в слове, количество гласных, со-гласных и «соседей» определенного звука (например, рак, рот, крот, дружба).
Задание 9. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по за-данному первому слогу:
РА: -кушка, -ма. ; РО: -за, -ща. ; РУ: -ка, -чей. ; РЫ: -ба, -бак.
Задание 10. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разде-лить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются) :
ру-ка, ру-баш-ка; ко-ра, ко-яу-ра; муш-ка, кор-муш-ка; мош-ка, гар-мош-ка.
Задание 11. Убрать из слов звук [Р]. Какие слова получились?
Крошка — кошка, тропка —. , краска —.
Задание 12. Выучить чистоговорки:
Ра-ра-ра — высокая гора.
Ры-ры-ры — летят комары.
Ру-ру-ру — начинаем мы игру.
Ро-ро-ро — новое перо.
Ар-ар-ар — летит комар.
Ор-ор-ор — у Ромы топор.
Ур-ур-ур — не гоняй кур.
Ир-ир-ир — мы за мир.
Арка-арка — у Ромы марка.
Орка-орка — крутая горка.
Урка-урка — кошка Мурка.
Ирка-ирка — у Иры дырка.
Задание 13. Знакомство со звуком [Р’].
Повторить за взрослым ряд слов. Какой одинаковый последний звук во всех этих словах : якорь, угорь, фонарь, букварь?
Символ звука : маленький щенок рычит: рьрьрь. (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Р’] : согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р’]» :
рь, мь, рь, дь. ; ря, мя, бю, ри. ; арь, амь, омь, урь. ; Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик.
Задание 15. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрос-лый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).
В аптеке работает. аптекарь. В колокола звонит. звонарь. Траву косит. косарь. Землю пашет. пахарь. Хлеб печет. пекарь. Ди-ректору помогает. секретарь.
В каких словах встречается два звука [Р’]? Где он стоит в слове?
Задание 16. После первого звука в словах произнести звук [Р’]. Какие слова получились?
Битва — бритва, тюк —. , тяпка —. , пятки —.
Задание 17. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Р’], по заданию: звук [Р’] стоит в начале, в середине и в конце слова. Разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложе-ние, сосчитать количество слов в этих предложениях, найти предлоги.
Задание 18. Выучить чистоговорки:
Ря-ря-ря — синие моря.
Ре-ре-ре — санки на горе.
Рю-рю-рю — репу я варю.
Ри-ри-ри — горят фонари.
Арь-арь-арь — у меня букварь.
Орь-орь-орь — у Сережи корь.
Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.
Задание 19. Дифференциация звуков [Р] — [Р’].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» : ра-ря, ру. ; ры-ри, ру. ; ар-арь, ур. ; урь-ур, ирь.
Повторить за взрослым серию слогов:
ра-ра-ря, ря-ря-ра, ра-ря-ра, ря-ра-ря, ря-ра-ра, ра-ря-ря.
Закончить слово нужным звуком ([Р] — [Р’]) : топо., фона., забо., буква.
Задание 20. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.
Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)
Кто ни прикасается —
За того цепляется. (Репейник)
Под водой живет,
Ходит задом наперед. (Рак)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Вспомнить отгадки. Какие слова состояли из одного, двух и трех сло-гов?
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Р] и [Р’]) :
корова, дорога, гречка, топоры; забор, топор, якорь, торт.
Задание 21. Дидактическое упражнение «Подарить подарки Роме и Рите» (подобрать как можно больше слов со звуками [Р] и [Р’]).
Заменить звук [Р] на звук [Р’] в словах. Какие слова получились? При-думать с этими словами предложения:
рад — ряд, ров —. , пар —. , хор —. , удар —.
Придумать предложения про Риту и Рому по заданию: предложение со-стоит из двух, трех или четырех слов. Назвать предлоги. Например: Рома спит. Рома крепко спит. Рома спит на кровати.
Выучить скороговорки:
Как на горке, на пригорке
Сидят тридцать три Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка.
Курьера курьер
Обгоняет в карьер.
Задание 22. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем слов из кружков; списывание с образца, чтение слов, письмо печатными буквами под диктовку :
ручка, рубаха, радуга, рис, репка, букварь.
Анализ и сравнение слов. Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение:
хор — хорь, удар — ударь.
Анализ предложений, составление схем, запись под диктовку печатны-ми буквами, чтение:
У Ромы репка. У Риты ручка.