Юлия Кудрявцева
Подгрупповая логопедическая НОД «Звуки [в] — [в’] и буква В» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках тематической недели "Декоративно-прикладное творчество. Народная игрушка" в подготовительной группе была проведена подгрупповая логопедическая НОД по подготовке к обучению грамоте «Звуки [в] - [вь] и буква В».
Цель: формирование представлений о звуках [в] - [вь] и букве В
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки различения и произношения звуков [в] - [вь] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
Публикация «Подгрупповая логопедическая НОД „Звуки [в] — [в’] и буква В“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
- уточнить артикуляцию и характеристику звуков [в] - [вь];
- формировать умение выделять звуки [в] - [вь] из ряда согласных, слогов, слов;
- совершенствовать навык определения позиции звуков [в] - [вь] в слове;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- познакомить с графическим обозначением звуков;
- формировать умение читать слоги и слова;
- закреплять умение составлять предложения с помощью схемы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать произвольное внимание, память, наглядно-образное мышление;
- развивать мелкую моторику;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, умение слушать педагога и товарищей, совместно решать поставленные задачи
Содержание деятельности
- Ребята, сегодня замечательный день и у нас у всех хорошее настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! Давайте подарим свою добрую и красивую улыбку друг другу и гостям.
-Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
- Для правильного произношения звуков необходимо выполнить артикуляционную гимнастику. Приготовим руки, они нам будут помогать. (Артикуляционная гимнастика с применением метода Биоэнергопластика под русскую народную музыку)
-Упражнение «Заборчик-трубочка»
- «Часики»
- «Маляр»
- «Змейка»
- «Лошадка»
-«Грибок»
-«Гармошка»
- Ребята, отгадайте загадку:
Ростом разные игрушки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Да, это матрёшка
- Что вы знаете об этой игрушке?
Первая матрёшка появилась в России много-много лет назад. Это была кукла, изображавшая девушку в русском сарафане, белом фартуке, с цветастым платком на голове.
- Ребята, из чего сделана матрёшка? (из дерева)
Сначала надо выточить из дерева заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой матрёшечки, порой она меньше ногтя. Затем больше и больше.
Яркими, весёлыми красками художник распишет матрёшек, "оденет" их в нарядные одежды.
И вот уже улыбается русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна
- Посмотрите, сегодня у нас в гостях брат с сестрою Ваня и Вика. Но они часто ссорятся и любят спорить, кто больше знает о звуках [в] - [вь]
- Как вы думаете, почему именно об этих звуках они спорят?
- Поможем им разобраться?
- Сегодня вместе с Ваней и Викой мы поговорим о звуках [в] - [вь]
- Возьмите зеркала и произнесите звук [в].
-Произнесите звук [вь]
- Как вы думаете, звуки [в] - [вь] какие?
-Почему?
-Да, когда мы произносим звуки [в] - [вь] нижняя губа приближается к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для воздуха
- Произнесите звук [в], дайте характеристику звуку.
-Каким цветом мы будем обозначать звук [в]?
- Произнесите звук [вь], дайте характеристику звуку.
-Каким цветом мы будем обозначать звук [вь]?
- Что общего в характеристике звуков В, Вь?
- В чем различие в характеристике звуков В, Вь?
- Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери
Игра «Поймай звук»
- Ребята, сейчас мы поделимся на 2 команды: команду Вани и команду Вики. Я буду произносить звуки [в] - [вь], слоги и слова с ними. Если вы услышите звук [в], то команда Вани поднимает синие мешочки и звонит в колокольчик. Если услышите [вь], команда Вики поднимает зелёные мешочки и свистит в свистульку.
- В, вь, вь, в, ва, ви, вы, вя, вечер, волк, вьюга, ветер, гвоздь, снеговик, дрова, дерево.
Упражнение «Повтори»
- Ребята, Ваня и Вика любят играть на деревянных ложках. Я буду проговаривать слоговые цепочки и играть на ложках. Вы должны повторить.
ва-вя-ва-вя, ви-вы-ви-вы, ву-ву-вю-вю, ве-ве-во-во
Игра «Чудесный мешочек», «Определи место звука в слове»
- Ребята, давайте сядем на ковёр. Ваня и Вика приготовили для вас чудесный мешочек. Вам нужно достать предмет из мешочка, назвать его, определить место звука [в] или [вь] в слове и подобрать к нему схему
-Молодцы. А сейчас встанем в круг и немного отдохнём.
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклон вперёд)
Ознакомление с буквой
-Ребята, давайте помирим Ваню и Вику. Вспомните, чем звуки отличаются от букв?
-Какой буквой обозначаются звуки [в] и [вь]?
-Конечно, ведь мы слышим и произносим звуки [в] и [вь], а пишем и читаем одну букву - В
-Посмотрите на букву В. На что она похожа?
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
- У вас на столах лежат разные материалы: фасоль, камешки, цветные стёклышки, пробки, макароны, шахматы
Выложите из них букву В.
-Из чего ты выложил свою букву В? /Из шахмат/. Значит она у тебя какая? /Шахматная/. И т. д.
Обведите букву пальчиком.
-Ребята, давайте разомнё мся: попрыгаем и почитаем слоги и слова с буквой В.
Прыгаете двумя ногами на цветной коврик и читаете слог, слово.
Упражнение «Составь предложение»
-Ребята, посмотрите на схему.
-Что это за схема?
-Сколько слов обозначает эта схема?
-Составьте предложение с предлогом В по этой схеме со словами Ваня или Вика
- С какими звуками и буквой мы познакомились?
- Что интересного узнали?
-На что похожа буква В?
-Ребята, если вам сегодня было интересно, то покажите такой жест (большой палец вверх кулак зажат) и скажите - Во!
Если ничего нового и интересного не было, тогда сделайте так: руки скрещены на груди.
- Что было сложно? Какая игра или упражнение понравились больше всего?
- Где можно найти новые слова на звуки [в] и [вь]?
- Кого вы можете попросить помочь вам в поиске новых слов?
-Поищите с родителями слова на звуки [в] и [вь], а завтра мы поиграем в игру «Назови слова со звуками [в] и [вь]»
-А Ваня с Викой приготовили для вас карточку с буквами В, которые нужно заштриховать разными способами.
- Вы молодцы, я хочу сказать вам спасибо за отличную работу!