ирина солдатенко
Конспект НОД по развитию речи «Звуки [К]-[Г], [К’]-[Г’]; [К]-[X], [К’]-[X’]»
▼ Скачать + Заказать документы
. Звуки [К] — [Г], [К’] — [Г’]; [К] — [X], [К’] — [X’]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Учить выделять из ряда одинаковых по слоговому составу отличное по звуковому составу слово.
2. Уточнить значение предлога в, познакомить ребенка с предлогом из.
3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [К] — [Г], [К’] — [Г’], [К] — [X], [К’] — [X’].
4. Закрепить навык слогового и позиционного звукового анализа слов.
5. Продолжать учить самостоятельно составлять предложения с задан-ным словом, используя изученные предлоги.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Звуки [К]-[Г], [К’]-[Г’]; [К]-[X], [К’]-[X’]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
6. Учить анализировать слова со стечением согласных.
Задание 1. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ре-бенок должен выбрать то, которое отличается от остальных по звуковому со-ставу :
канава — канава — какао — канава; ком — ком — кот — ком; утенок — утенок — утенок — котенок; будка — буква — будка — будка.
Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни на один раз больше (меньше)» (развитие слухового внимания).
Взрослый хлопает в ладоши несколько раз (ребенок при этом закрывает глаза) и предлагает ребенку хлопнуть на один раз больше (меньше, чем сде-лал это взрослый.
Задание 3. Знакомство с предлогом из.
Взрослый предлагает ребенку выполнить действия с предметами (по-ложить книжку в сумку, достать книжку из сумки) и ответить на вопросы: «Что ты делал с книжкой? Куда ты положил книжку? Откуда ты ее потом до-стал?» Ребенок отвечает на вопросы. Взрослый напоминает ребенку значение предлога в, знакомит со значением предлога из, показывает и объясняет гра-фическое изображение предлогов. Предлагает выполнить следующие задания:
— прослушать предложения, назвать предлог:
Мальчик вышел из леса. Девочка пошла в магазин;
— вставить пропущенный предлог:
Медведь живет. лесу. Девочка вышла. дома;
— исправить ошибку:
Медведь спит из берлоге. Мышка выбежала в норки;
— составить предложения по опорным словам:
Машина, гараж, въезжать, в. Машина, гараж, выезжать, из;
— самостоятельно придумать предложения с предлогами в, из.
Задание 4. Дифференциация звуков [К] — [Г].
Вспомнить с ребенком артикуляцию, символы и характеристику звуков [К], [Г].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ка-га, ко. ; го-ко, гу.
Повторить за взрослым серию слогов:
ка-га-га, га-ка-ка, ка-га-ка, га-ка-га, га-га-ка, ка-ка-га.
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [Г], разделить слова на слоги, определить место звуков [К] и [Г] в словах.
Подобрать слова со звуками [Г] и [К].
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [К] и [Г] (см. темы № 19, 20).
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [Г]) :
корова, краски, магазин, лук; гараж, гантели, берлога, курица.
Заменить первый звук [К] на звук [Г] в словах. Придумать с каждым из этих слов предложения, используя ранее изученные предлоги.
калина — Галина, кол —. , кости —. , колос —. , корка —. , кора —.
Выучить скороговорку:
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
«Сено граблями, краб, грабь.»
Задание 5. Дифференциация звуков [К’] — [Г’].
Вспомнить артикуляцию, символы и характеристику звуков [К’] и [Г’].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
кя-гя, ки. ; ги-ки, гя.
Повторить за взрослым серию слогов:
гя-кя-кя, гя-гя-кя, кя-кя-гя, кя-гя-гя, кя-гя-кя, гя-кя-гя.
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [Г’], [К’], разделить слова на слоги, определить место звуков в словах.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [К’] и [Г’]) :
гиря, гигант, герой, киска; килограмм, киоск, Гена, Кирилл.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [К’] и [Г’] (см. темы № 19,20).
Подобрать слова к первому слогу:
КИ: -но, -са, -ра. ; ГИ: -ря, -гант, -ена.
Подобрать слова со звуками [К’] и [Г’], составить с ними предложения.
Задание 6. Дифференциация звуков [К] — [X].
Вспомнить с ребенком артикуляцию, символы и характеристику звуков [К] и [X].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ка-ха, ко. ; ху-ку, хо.
Повторить за взрослым серию слогов:
ка-ка-ха, ха-ха-ка, ка-ха-ха, ха-ка-ка, ка-ха-ка, ха-ка-ха.
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К] и [X], разделить слова на слоги, определить место звуков в словах.
Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [К] и [X] (см. темы № 19, 21).
Предложить ребенку сравнить слова по звуковому составу, найти сход-ство. Какой звук стоит в начале слов? в конце слов?
Хомяк, хорек, хряк.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К] и [X]) :
хлеб, порох, клад, пух; каша, макароны, ухо, красный.
Заменить звук [X] на звук [К] в словах. Какие слова получились? Со-ставить предложения с этими словами:
мах — мак, мох —. , пух —. , сох —. ; хлоп —. , хорь —. ; рубаха —. , муха —. , махал —.
Выучить скороговорки:
Крошки хомяк за щеку клал,
Корм хорек из хлева украл.
Сух сук нес барсук.
Задание 7. Дифференциация звуков [К’] — [X’].
Вспомнить с ребенком артикуляцию, символы и характеристику звуков [К’] и [X’].
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
кя-хя, ки. ; хи-ки, хю.
Повторить за взрослым ряд слогов:
кя-хя-хя, хя-кя-кя, кя-хя-кя, хя-кя-хя, кя-кя-хя, хя-хя-кя.
Закончить слова нужным слогом:
КИ, ХИ: пету., карандаши., пасту., лопу., ру., ручей.
Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звуки [К’] и [X’], разделить слова на слоги, определить место звуков в словах, составить с этими словами предложения.
Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [К’] и [X’]) :
химия, хирург, Киев, хищный; Кирилл, икра, мох, молоток.
Анализ слова хищники: какой первый звук в слове? предпоследний?
Выучить чистоговорку:
Ахи, ахи, ахи, ох!
Кира вырастил горох!
Задание 8. Вспомнить графический образ букв К, Г, X, которыми на письме обозначают звуки [К], [К’], [Г], [Г’], [X], [X’].
Совместно со взрослым преобразовать слова с помощью букв разрезной азбуки:
муха — мука, мох — мок, Хома — Хомка, муха — мухи, мох — мхи, мок — ком, мок — мак, мак — маки.
Задание 9. Звуко-слоговой анализ слов со стечением согласных (вы-кладывание схем слов из кружков). Выкладывание слов из букв разрезной аз-буки, чтение, списывание, письмо печатными буквами по памяти:
книга, книги.
Чтение и списывание предложений:
Вот Гога. У Гоги книга. Вот Дима. И у Димы книга. У Димы и Гоги книги.