Елизавета Григорьева
«Звук [с]». Конспект занятия по автоматизации в слогах у ребёнка с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое индивидуальное коррекционно-развивающее занятие :
«Автоматизация звука [С] в слогах у ребенка с дизартрией».
Цель: закрепление навыка правильного произношения звука [С] в слогах.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
- закреплять артикуляцию произношения звука [С];
- упражнять в правильном произношении звука [С] в слогах ;
- развивать фонематический слух;
- развивать речевое дыхание;
-закреплять умение определять наличие и место звука в слове;
Публикация «„Звук [с]“, Конспект занятия по автоматизации в слогах у ребёнка с дизартрией» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
- закреплять знание ребенка о понятии «звук», «буква», «согласный звук», «твердый звук», «глухой звук».
коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление, чёткость дикции, интонационную выразительность, мелкую моторику, мимическую мускулатуру.
коррекционно-воспитательные:
воспитывать положительную мотивации на занятии, навыки речевого общения, умение слушать.
Ход занятия:
Организационный момент. СЛАЙД 1
Налаживание контакта.
Давай поздороваемся со всеми.
Здравствуй, солнышко родное! (Руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх и в стороны)
Здравствуй, матушка-земля! (Руки вниз)
Здравствуй, ты, и здравствуй, я! (Показ руками).
Основная часть. СЛАЙД 2
Логопед: Матвей, сейчас мы отправимся в гости к семейке насосов для велосипедов: большой насос - папа, средний насос – мама, маленький насос – сын.
Когда насосы накачивали шины, они пели песенку «С-С-С». Но у маленького насоса петь песенку никак не получалось и папа сказал: «Чтобы научиться петь эту песенку, нужно слышать звук [С]». Для этого папа и мама играли с маленьким насосом в различные игры, тренировали ушки.
Игра «Поймай звук»
А теперь, поиграем со словом «Сова» СЛАЙД 3.
(я буду говорить это слово правильно и неправильно, а ты «да» или «нет»).
Наш маленький насос очень любит подарки СЛАЙД 4.
Сейчас мы будем выбирать для него подарочки. Но насос принимает, только, те подарочки, в которых есть звук [С], песенка «С-С-С». СЛАЙДЫ 5,6,7,8,9,10
Посчитай, сколько подарков подарили?
Подарили насосу подарки, а он тебе дарит первую звёздочку.
Логопед: Ушки мы потренировали, теперь будем тренировать язычок. Сначала я загадаю загадку. СЛАЙД 11
- Если б не было его, не сказал бы ничего (язык);
- Под горой (нос) дыра (рот, а в дыре отряд: воины смелые, ровные, белые. СЛАЙД 12
Давай покажем, что у нас в ротике находится? (Верхняя губа-нижняя губа, верхние зубы-нижние зубы, язык, потолочек: твёрдое нёбо, мягкое нёбо (потрогать языком, бугорки-альвеолы за верхними зубами (потрогать языком).
Артикуляционная гимнастика. СЛАЙД 13
Логопед: Теперь мы с тобой идём на нашу дорожку, будем тренировать язычок. Будем выполнять упражнения.
1. Улыбочка: приготовься, улыбнись и замри.
Рано утром улыбнусь, радостью своей делюсь,
Как приятно в мире жить, улыбаться и дружить.
2. Заборчик: приготовься, улыбнись, покажи зубки и замри.
Ровный беленький забор, нам построил дед Егор
Все дощечки в ряд стоят, словно боевой отряд.
3. Слон: приготовься, улыбнись, покажи зубки, вытяни губки и замри.
Буду подражать слону, губы хоботом тяну,
Мы потянем… перестанем и нисколько не устанем.
Отлично получилось у тебя. Сейчас мы три этих упражнения соединим.
4. Блинчик. Сегодня получился у тебя блинчик?
Сейчас встретимся с бегемотом.
5. Бегемот: приготовься, улыбнись, покажи зубки, открой рот и замри.
Широко открою рот, как голодный бегемот,
Закрывать его нельзя, до десяти считаю я…
Сейчас мы пойдём кататься на горке.
6. Горка: приготовься, улыбнись, покажи зубки, открой рот, язык поставь за нижние зубки и замри.
Сейчас мы будем выкатывать колесо из гаража.
7. Колесо: приготовься, улыбнись, покажи зубки, открой рот, язык поставь за нижние зубки: выкати-закати.
8. Чистим зубки (снизу вверх) : приготовься, улыбнись, покажи зубки, открой рот, язык поставь за нижние зубки, движение языком снизу вверх.
Чистить зубки каждый день, мне совсем почти не лень,
Щётку пастой заряжаю, прямо к зубкам отправляю.
9. Качели: приготовься, улыбнись, покажи зубки, открой рот, язык поставь за верхние зубки, затем за нижние.
На качели я сажусь, вверх и вниз легко несусь.
Получай вторую звезду.
Дыхательная гимнастика.
Цель: дифференциация носового и ротового дыхания
Логопед: Задание от насоса: дуть на цветок. Вдох, губы трубочкой, дуть в трубочку и на цветок (вертушку).
Звёздочка от насоса. Получай вторую звезду.
Пальчиковая гимнастика
Цель: укрепление мышц рук
Логопед: сейчас мы отправимся в заколдованный замок, в котором живут привидения.
1 приведение: есть ладошки у меня (пальчики одной ладошки сжать в кулак, вторую ладошку выпрямить). СЛАЙД 14.
Раз ладошка, два ладошка, мы играем понарошку.
2 привидение: указательный и средний палец обнялись и расстались. СЛАЙД 15
Раз, два, три, четыре – пальцы крестиком сложили,
Крестик – раз, крестик – два,
Очень ловкая игра.
3 приведение: хочет проверить какие крепкие пальчики.
Я цепочку проверяю, каждый пальчик укрепляю,
Очень крепко потяну, но цепочку не порву.
4 приведение: предлагает поиграть «Колечко – кулак».
То колечко, то кулак, я могу и так и так,
То колечко замыкаю, то ладошку зажимаю.
5 привидение: коготки. СЛАЙД 16
Пальцы ловко я сгибаю, а потом их выпрямляю,
Тигр когти подобрал, с нами ловко поиграл.
Потрясём ручками, снимем напряжение с пальчиков.
Ты получаешь звезду.
Развитие мимических мышц.
Логопед: К нам в гости пришли смайлики. СЛАЙД 17
Весельчак: позовёт меня – Елизавета Валерьевна! Как он позовёт тебя?
Грустинка СЛАЙД 18
Злючка СЛАЙД 19
Малыш «Удивление» СЛАЙД 20
Тебе ещё одна звёздочка.
Логопед: Давай расскажем маленькому насосу, как правильно произносить звук С.
про то какая у нас должна быть правильная мимика и артикуляция при этом звуке.
( Логопед указывает на опорную схему на столе:
(схема на мольберте, показываете указкой)
Когда мы произносим звук С – губы растянуты в улыбку;
Когда мы произносим звук С – между зубами маленькая щель;
Когда мы произносим звук С – язык упирается в нижние зубы;
Горлышко спит (проверяем тыльной стороной ладони) - звук глухой;
Язык широкий, спинка выгнута, воздух идет по середине языка;
При произнесении звука С, воздух, который мы выдыхаем – холодный)
Логопед: звук [С] какой?
Ребенок: согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
Логопед: давай поможем нашему насосу добраться до велосипеда и накачать шину.
Давай проведем пальчиком по дорожке и произнесем песенку насоса «С-С-С», накачаем колесо.
Логопед: наш насос научился петь песенку «С-С-С» и хочет подружиться с гласными звуками : «А», «О», «У», «Э», «Ы».
Слоги : СА-СО-СУ-СЭ-СЫ
Логопед: отлично! Ты молодец!
ФИЗМИНУТКА (разминка Капитан Краб)
Логопед: Матвей, посмотри, что за буква нас встречает?
Нас встречает буква «С», звук [С].
Давай сделаем, с помощью камешков, красивый наряд для нашей гостьи. Будем выкладывать наряд и произносить её имя: «С», петь песенку «С-С-С».
А теперь будем петь песенку вместе с гласными звуками : СА-СО-СУ-СЭ-СЫ
Логопед: Замечательно! Вот какой красивый наряд получился. Получай ещё звезду от насоса.
Голосовая гимнастика.
Цель: развитие голоса, развитие дыхания, уточнение артикуляции гласных звуков
Логопед: наш насос подружился с гласными звуками и теперь хочет с ними поиграть.
Поиграем со звуком «А» : Открываем мы глаза, вдох… и тянем долго «А-А-А». СЛАЙД 21
Звук О : Утром солнышко взошло, снизу вверх мы тянем «О-О-О». СЛАЙД 22
Звук У : Ночью смотрим на звезду, сверху вниз упала «У-У-У». СЛАЙД 23
Звук Ы : Днём по горкам ездим мы «Ы-Ы-Ы». СЛАЙД 24
Хорошо, получай ещё одну звезду.
Итоговая часть.
Логопед: Устал насос сильно, ему пора домой отдыхать, но напоследок он хочет услышать как ты научился красиво петь песенку «С-С-С» и произносить слоги с этим звуком «са-со-су -сы»
Ребенок произносит звук «С» и слоги.
Спасибо нашим пальчикам, спасибо язычку,
Красиво чётко правильно, я говорить хочу!
Тебе ещё одна звезда.
Сколько звёзд, посчитай.
Логопед: Молодец Матвей, хорошо сегодня занимался (за хорошую работу на занятии логопед поощряет сюрпризом).