Получи документы

Развитие музыкальной памяти у старших дошкольников в ходе постанов музыкальных сказок

Новичкова Татьяна
Развитие музыкальной памяти у старших дошкольников в ходе постанов музыкальных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Несмотря на значение музыкальной памяти во всех видах музыкальной деятельности, изучена она гораздо хуже, чем другие компоненты музыкальности. До сих пор не выяснены психологическая природа и структура музыкальной памяти, закономерности ее формирования в онтогенезе

Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»

Память – это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыт [3, c.107]. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения приобретения знаний, умений и навыков. Память участвует уже в акте восприятия, т. к. без узнавания восприятие невозможно. Среди работ отечественных исследователей, предлагающих педагогические приемы по улучшению запоминания материала можно выделить работы: П. И. Зинченко, Р. С. Немова, А. А. Смирнова,В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина, и др.

«Музыкальная память (англ. music memory) – способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал» [4, с. 534]. Хорошая музыкальная память предполагает быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания [4, с. 183]. Музыкальная память – сложное многокомпонентное образование, представляющее собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными. У детей, как известно, она развивается параллельно собственно музыкальным восприятием.

В отношении видов и форм запоминания нет единых теоретико-методических установок. Возможна множественность индивидуальных вариантов, т. е. различный подход к делу. Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в которой происходит запоминание (произвольное и непроизвольное). Опора на произвольную и непроизвольную память может зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. При работе с детьми художественно типа, педагогу не надо тратить много слов, потому что в этом случае ученик интуитивно постигает содержание произведения, ориентируясь на характер мелодии, гармонии, ритма, других средств музыкальной выразительности.

Процессы развития музыкальной памяти тесным образом связаны с особенностями личности дошкольника, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Правильное распределение повторений в процессе заучиваний, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствуют успеху. Огромную пользу в запоминании музыкального произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже дошкольников с хорошей памятью. Повторение более эффективно в том случае, когда включает в себя нечто новое, элемент новизны – либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.

Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:

1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.

2. «Ритмические зарисовки». Педагог выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.

3. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т. п.

4. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава, каждая ступень - одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.

5. «Угадай мелодию». Педагог выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.

Безусловно, важной является ориентация на индивидуальные особенности дошкольников, учет личностных качеств, своеобразие конкретной музыкально-педагогической ситуации. При развитии музыкальной памяти главное в процессе запоминания музыки заключается в содержании, характере, способах осуществления этой деятельности.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1979. – 161 с.

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 350 с.

3. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1988. – 240 с.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 384 с.

5. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова // Развитие музыкальной памяти у дошкольников. – М. : Педагогика, 1988. – С. 36-24.

6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1974. – 264 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-пособие для развития внимания и зрительной памяти «Найди отличия» для старших дошкольниковДидактическая игра-пособие для развития внимания и зрительной памяти «Найди отличия» для старших дошкольников Цель: Изготовление дидактической игры-пособия своими руками на заданную тему. Оборудование и материалы: сюжетная картинка, предметные картинки.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Свеча памяти» для старших дошкольниковКонспект занятия по конструированию из бумаги «Свеча памяти» для старших дошкольников К дню памяти и скорби Программные задачи: -Познакомить детей об исторических фактах нашей страны (22 июня начало Великой Отечественной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие музыкальной памяти у старших дошкольников в ходе постанов музыкальных сказок
Опубликовано: 25 февраля 2025 в 23:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальной памяти у старших дошкольников в ходе постанов музыкальных сказок» (включая файлы) размещена пользователем Новичкова Татьяна (УИ 2085992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 февраля 2025 четверг
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД