Новичкова Татьяна
Развитие музыкальной памяти у старших дошкольников в ходе постанов музыкальных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Несмотря на значение музыкальной памяти во всех видах музыкальной деятельности, изучена она гораздо хуже, чем другие компоненты музыкальности. До сих пор не выяснены психологическая природа и структура музыкальной памяти, закономерности ее формирования в онтогенезе
Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»
Память – это способность к получению, сохранению и воспроизведению человеком полезного для него жизненного опыт [3, c.107]. Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения приобретения знаний, умений и навыков. Память участвует уже в акте восприятия, т. к. без узнавания восприятие невозможно. Среди работ отечественных исследователей, предлагающих педагогические приемы по улучшению запоминания материала можно выделить работы: П. И. Зинченко, Р. С. Немова, А. А. Смирнова,В. И. Петрушина, Г. М. Цыпина, и др.
«Музыкальная память (англ. music memory) – способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал» [4, с. 534]. Хорошая музыкальная память предполагает быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания [4, с. 183]. Музыкальная память – сложное многокомпонентное образование, представляющее собой сложный комплекс различных видов памяти, но два из них – слуховой и моторный – являются для нее самыми важными. У детей, как известно, она развивается параллельно собственно музыкальным восприятием.
В отношении видов и форм запоминания нет единых теоретико-методических установок. Возможна множественность индивидуальных вариантов, т. е. различный подход к делу. Главное – в содержании, характере, способах осуществления той деятельности, в которой происходит запоминание (произвольное и непроизвольное). Опора на произвольную и непроизвольную память может зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, преобладания в нем мыслительного или художественного начала. При работе с детьми художественно типа, педагогу не надо тратить много слов, потому что в этом случае ученик интуитивно постигает содержание произведения, ориентируясь на характер мелодии, гармонии, ритма, других средств музыкальной выразительности.
Процессы развития музыкальной памяти тесным образом связаны с особенностями личности дошкольника, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Правильное распределение повторений в процессе заучиваний, когда делаются разумные перерывы и обращается внимание на активный характер повторения, также способствуют успеху. Огромную пользу в запоминании музыкального произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже дошкольников с хорошей памятью. Повторение более эффективно в том случае, когда включает в себя нечто новое, элемент новизны – либо в ощущениях, либо в ассоциациях, либо в технических приемах.
Педагогами разработаны методы, являющиеся эффективным средством для развития музыкальной памяти, наиболее эффективные из них:
1. «Повтори ритмический рисунок». Предварительно готовятся карточки на всех детей с ритмическим рисунком - это изображения нот без нотного стана, разные по длительности. Каждому достается по карточке. Дети по очереди выходят, показывают ее и прохлопывают рисунок. Остальные стараются запомнить его, и, когда ведущий карточку закрывает, дети должны прохлопать ладошками рисунок на память. Это упражнение развивает не только память, но и чувство ритма.
2. «Ритмические зарисовки». Педагог выбирает на каждого ребенка по одной простой мелодии, проигрывает ее, и дети должны на память простучать ритмы. Если возможности ребенка не позволяют справиться с заданием, то он пропускает свой ход, а затем ему достается другая мелодия. Преподаватель следит, кто из ребят справляется с заданием лучше или хуже, и в зависимости от этого определяет степень нагрузки.
3. «Имитация». Суть упражнения в том, что ребята исполняют роли зверей на музыкальном инструменте. Например, нужно проиграть, как ходит медведь, скачет лошадь и т. п.
4. «Нотные ступени». Перед проведением упражнения подготавливаются карточки для каждого участника игры с нарисованной лестницей из 8 ступеней (одна октава, каждая ступень - одна нота. Преподаватель проигрывает звуки, а малыши на слух определяют ноту и ее ступень.
5. «Угадай мелодию». Педагог выбирает несколько незнакомых детям мелодий, присваивает им номера и проигрывает их. Затем по отрывкам из этих произведений ребята должны определить музыкальный номер. Так же учитель может перемешать несколько нот из разных мелодий, а ребята должны заметить путаницу и разобрать по ее нотам.
Безусловно, важной является ориентация на индивидуальные особенности дошкольников, учет личностных качеств, своеобразие конкретной музыкально-педагогической ситуации. При развитии музыкальной памяти главное в процессе запоминания музыки заключается в содержании, характере, способах осуществления этой деятельности.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1979. – 161 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2001. – 350 с.
3. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры : записки педагога / Г. Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1988. – 240 с.
4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 384 с.
5. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова // Развитие музыкальной памяти у дошкольников. – М. : Педагогика, 1988. – С. 36-24.
6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1974. – 264 с.