Хапаева Лариса Борисовна
Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука [Р] в слогах, словах
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: Звук [Р].
Этап занятия: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
закреплять знание о механизме звука [Р] и его акустических особенностях;
автоматизировать звук [Р] в слогах и словах.
2. Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную моторику посредством артикуляционной гимнастики;
развитие слухового внимания, памяти;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
формировать правильную голосовыдыхаемую струю;
уточнять правильную артикуляцию звука [Р];
развивать мелкую моторику;
Публикация «Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука [Р] в слогах, словах» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
развивать графо-моторные навыки.
3. Коррекционно - воспитательные:
формировать положительную установку на занятие;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки, карандаш, ленточка, зеркало.
Ход занятия:
- Здравствуй, Максим! Сегодня к нам в гости из сказочного леса приехал Дракоша, на своем грузовике. Он оказывается не умеет произносить звук [Р], и приехал к нам за помощью. Поможем ему? (поможем)
- Научим нашего гостя красиво и правильно произносить звук [Р].
Артикуляционная гимнастика.
- Сначала мы покажем артикуляционную гимнастику для нашего Дракоши. Чтобы красиво и правильно произносить звук [Р], нужно потренировать наш язычок.
«Лопаточка», «Парус», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Дятел».
Упражнение на дыхание «Фокус».
- А теперь сделаем дыхательную гимнастику. Покажем нашему гостю «Фокус».
- Улыбнись, приоткрой рот, нижняя челюсть должна быть неподвижна, язык сделай в форме «Чашечки», и сдуй салфеточку с носика.
Артикуляция звука [Р].
- Давай вспомним, как работают наши губки и зубки, когда мы произносим звук [Р].
- Какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука [Р]? (Губы полураскрыты, зубы разомкнуты).
- А где находится кончик языка? (Кончик языка поднят вверх и дрожит).
- Что делает горлышко? (поёт)
- Какая воздушная струя? (сильная, тёплая)
- Правильно.
- Теперь давай дадим характеристику этому звуку.
- Звук [Р] какой, гласный или согласный звук? (согласный).
- Почему согласный? (так как нам - мешает «петь» язык).
- Звонкий или глухой звук? (звонкий)
- Почему звонкий? (так как в горле работает «голосовой моторчик»)
- Звук [Р] твердый или мягкий? (твердый).
- Каким цветом его обозначаем? (синим).
- Давай теперь обобщим наши знания о звуке [Р]. Звук [Р] -согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р.
Упражнение «Заведем машину».
- У нашего Дракоши сломалась машина.
- Давай поможем завести этот грузовик. Какой звук издает мотор машины? (р-р-р-р).
- Сначала тихо; (р-р-р-р).
- Громко; (р-р-р-р).
- Очень громко; (р-р-р-р).
- Тихо; (р-р-р-р).
- Громко. (р-р-р-р).
- Молодец! Грузовик Дракоши завелся.
Упражнение: «Собери грузовик».
- Посмотри на грузовик, как думаешь, чего не хватает у машины Дракоши? (бортика)
- Правильно! Давай сделаем бортик, поможем нашему гостю.
Игра «Найди звук».
- Покажем Дракоше как мы работаем с пеналом. Определим место звука в слове шофер (мотор, руль, экскаватор, рука, ракета, корабль).
Игра «Повтори за мной».
- Ой, оказывается наш Дракоша не умеет произносить слоги со звуком [Р]. Давай мы научим нашего гостя Дракошу, произносить слоги правильно и красиво.
Кра-кра-кра Пра-пра-пра
Кро-кро-кро Про-про-про
Кры-кры-кры Пры-пры-пры
Кру-кру-кру Пру-пру-пру
Игра «Один-много».
- Давай расскажем Дракоше, какую тему мы проходили на этой неделе? (Ягоды и грибы).
- Правильно! Поиграем в игру «Один-много» с мячиком.
Гриб – грибы, ягода – ягоды, малина- малины, морошка- морошки, брусника- брусники, земляника- земляники.
Упражнение «Повтори».
- Теперь ты будешь повторять слова, говоря их четко и громко, чтобы наш гость услышал, и научился наконец произносить звук [Р].
Рыба, рыбак, рынок, рыть, рысь, рыжик, ура, нора, гора, кора, буран, парад.
Игра «Скажи наоборот».
- Наш Дракоша очень хочет поиграть с тобой в игру «Скажи наоборот». Поиграешь с ним? (да). Ты должен сказать противоположное слово, например, медленный-быстрый.
Веселый — грустный,, смелый — трусливый, мягкий — твердый, сухой — мокрый, мелкий- крупный, длинный — короткий, злой — добрый, тихий — громкий,, новый — старый, молодой — старый, плохой — хороший, левый — правый, ленивый — трудолюбивый.
- Давай вспомним, в каком домике живет звук [Р]? (в букве Р).
- Обведи пальчиком букву [Р]. Заштрихуем букву.
Итог занятия.
Максим, нашему гостю пора возвращаться в свой сказочный лес. Ему очень понравилась поиграть с тобой. Дома он будет усердно заниматься, делать артикуляционную гимнастику, и обязательно научиться произносить звук [Р].
Молодец, Максим! Сегодня ты очень хорошо поработал. Спасибо за занятие!