Ольга Савкина
Логопедическое занятие для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква Ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- ознакомление со звуком [Ц] и буквой Ц.
Задачи:
Образовательные:
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Весна», «Цветы», «Птицы», «Дикие животные», расширять кругозор;
- закреплять правильное произношение звука [Ц];
- продолжать учить подбирать слова с заданным звуком и слогом;
- отрабатывать навыки слогоделения, определения местоположения звука в слове;
- упражнять навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слов, чтению по слогам.
Публикация «Логопедическое занятие для подготовительной группы „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Развивающие:
- развивать речевое внимание, память, воображение, мышление;
- продолжать развивать языковое чутье и фонематический слух;
- формировать коммуникативные умения в процессе взаимодействия;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- развивать общую моторику.
Воспитательная:
Воспитывать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: искусственный цветок или изображение цветка; предметные картинки, в названии которых встречается согласный звук [Ц], касса букв, фишки для обозначения звуков.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика
Логопед : - Дети, отгадайте загадку: «Первым вылез из темницы на лесной проталинке. Он мороза не боится, хоть и очень маленький». Что это? (Подснежник.)
Логопед : - Ребята, изобразите подснежник, сидящий в земле. Покажите, как он вылезает из земли: сначала появляется стебелек, потом – молодые листочки, затем бутон, который постепенно начинает распускаться.
2. Сообщение темы занятия
Логопед : - Ребята, а что такое подснежник?
Дети: - Это первый весенний цветок.
Логопед : - Правильно. Выделить первый звук в слове цветок ([Ц]).
- Сегодня мы будем слушать и произносить звук [Ц] и сочинять сказку о цветке.
3. Характеристика звука [Ц]
Логопед : - При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подается на передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони. Струя воздуха холодная и трется о передние зубы, так как есть преграда.
- Звук [Ц] – согласный, всегда твердый, обозначаем фишкой синего цвета и при этом глухой.
4. Произношение звука [Ц] в слогах
Логопед : - Возле озера на лесной опушке распустился цветок, посмотрел вокруг и услышал: «Цвок – цвок – цвок!» Увидел птиц, сидящих на деревьях, которые продолжали петь: «Цвок – цвок – цвок!» Цветок узнал весеннюю песенку скворцов и улыбнулся.
Выразить мимикой радость.
5. Произношение звука [Ц] в словах. Звуко-слоговой анализ и синтез
Выставляются предметные картинки: цапля с птенцами, солнце.
Произносить слова с пропущенным звуком [Ц] - …апля, птен … ы, солн … е.
Логопед : - На озере стояла … апля (цапля) с птен … ами (птенцами) и ловила своим клювом рыбу. Погода стояла чудесная, светило яркое солн … е (солнце). Повторите названия этих слов и добавьте пропущенный звук, поделите слова на слоги (цап - ля, птен - цы, солн - це).
Игра «Дом»
Логопед : - А теперь определите местоположение звука [Ц] в словах (в начале, в середине, в конце) с помощью звукового дома с тремя окошками. Нужно поставить данные картинки в то окно (1, 2, 3, где находится заданный звук [Ц] в названии картинки.
Логопед : - А теперь выполним звуковой разбор слова цапля с помощью сигналов, обозначающих звуки.
с к с з к
Логопед : - Ребята, с какого слога начинается слово цапля? (ЦА.) Придумайте слова, в названии которых встречался бы слог ЦА (синица, куница, гусеница, больница, волчица, верблюдица, дверца, львица, медведица, улица, птица, рыцарь, царь, царство и т. д.)
6. Словотворчество детей
Логопед : - Сочиним чистоговорки вместе со мной, используя слова цапля, птенцы, солнце, скворец, цветы.
Ты – ты - ты – в лесу выросли … (цветы).
Ля – ля – ля – в озере стояла … (цапля).
Цы – цы – цы – вместе с ней еще … (птенцы).
Ец – ец – ец – жил на дереве … (скворец).
Ец – ец – ец – вот и сказочке … (конец).
Физминутка
Инструкция логопеда Выполняемые движения
Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище вправо, влево.
Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад.
Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.
Взвился вверх и полетел. Руки вверх, вправо, влево.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. Покружиться.
Повторение детьми стихотворения, слов со звуком [Ц] (цветок, солнце).
7. Анализ словесного состава предложения.
Выставляются картинки с изображением цветка, цапли, гусеницы, скворца. Составляются предложения по опорным словам. Схема одного предложения выкладывается на наборном полотне с намеренной ошибкой. Дети сверяют свои схемы, исправляют ошибку.
8. Падежное управление
Логопед : - Захотелось цветку познакомиться с теми животными, в названии которых есть звук [Ц]. Где он мог их увидеть? (На лесной опушке.)
Вставляются картинки с изображением зверей (медведица, волчица, куница, лисица).
Логопед : - Кого увидел цветок на лесной опушке? (Медведицу, волчицу, куницу, лисицу.) Какой один и тот же слог в конце этих слов? (ЦУ.)
Есть в лесу звери и птицы,
Волчицы, лисицы, зайцы, куницы,
Птицы – синицы, скворцы.
А у скворцов есть … (птенцы).
Стихотворение повторяется хором несколько раз.
9. Знакомство с буквой Ц
Вот какая буква Ц
С коготочком на конце.
Коготок-царапка
Как кошачья лапка.
А. Шибаев
10. Чтение слов. Работа с разрезной азбукой. Перестановка, дополнение, изменение букв в словах синица, куница, лисица.
11. Итог занятия