Елена Автомонова
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
логопедического занятия с детьми подготовительной группы
Тема «Звук [ ч,].Буква Ч» (по мотивам сказок К. И. Чуковского)
Инновационные педагогические технологии, используемые в данной разработке:
- Здоровьесберегающие технологии;
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Публикация «Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы „Звук [ч], Буква Ч“ по мотивам сказок К, И, Чуковского» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
Разработал : Автомонова Е. В. учитель-логопед
Санкт - Петербург
2017
Использованы образовательные технологии:
- здоровьесбережения;
-личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
- информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
Цель: познакомить детей со способом образования согласного звука [ ч,]. Знакомство с буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить навыки различения и произношения звук [ ч,] в слогах, словах различной слоговой структуры и предложениях
• Дифференциация понятия «звук» и «буква»
• Закрепить деление слова на слоги с выделением ударного слога
• Закрепить звукослоговой анализ и синтез слова, учить преобразовывать слова
• Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
• Совершенствование фонетической стороны речи (контроль за правильным произношением звуков в речи)
• Познакомить с графическим образом буквы Ч.
Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
• Развитие фонематического восприятия
• Развитие артикуляционной и тонкой моторики
• Развитие координации речи с движением.
• Развитие словесно-логического мышления, сообразительности, находчивости
• Развитие личностных качеств: активности, самостоятельности.
Оборудование: мяч, предметные картинки, в названии которых есть звук [ч,] в различной позиции, «волшебное чудо дерево», карточки с буквами, коромысла, музыкальный молоточек, экраны с ниточкой, символы-фишки, персональный компьютер.
Предварительная работа: знакомство со сказкой «Чудесное дерево» и другими произведениями К. И. Чуковского
I. Огр. момент: Звучит музыка. Дети входят в зал под музыку («В гостях у сказки»).
Посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними. Здороваются.
Логопед. Ребята подойдите все ко мне. Дети переворачиваются лицом к экрану.
II.Знакомство с темой
Ход занятия:
На экране появляется портрет К. И. Чуковского.
Л. Ребята, знаете ли,вы, кто такой Корней Иванович Чуковский?
Л. Молодцы. Скажите, пожалуйста, какие произведения Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?
Л. : А, хорошо ли вы знаете эти произведения?
Л. Вот сейчас, мы и проверим, как хорошо вы их знаете. А поможет нам в этом волшебный предмет, как вы думаете какой?
Посмотрите на экран и выберите этот предмет из картинок.
Картинки на экране: бабочка, волшебная палочка, ключ, чайка
Л: назовите какие картинки остались. Запомните их картинки- они нам пригодятся в играх.
Логопед достает волшебную полочку, звучит музыка, открывается «Чудо дерево».
Л. Посмотрите, какое необычное дерево.
Чудо - дерево
Чудо -чудное. Расчудесное!
Не листочки на нем,
Не цветочки на нем.
А чулки да башмачки.
Словно яблочки!
Л. Ребята, скажите, а как называется эта сказка у К. И. Чуковского?
Л. Подойдите к «чудо - дереву» и возьмите себе башмачок или чулочек.
Переверните их, в башмачках и чулочках спрятались буквы.
Дружат буквы, посмотрите,
Ну-ка, вместе их прочтите.
Дети читают слова, которые написаны на обратной стороне по очереди.
Л. Хорошо, теперь положите чулочки и башмачки под дерево.
Надеюсь, что на дереве ещё появятся чудеса.
III.Повторение
Л. Теперь скажите, чем отличаются буквы от звуков речи?
IV. Основная часть.
Л. : Отгадайте загадку.
Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку как рубаха…
Кто же это? … (черепаха)
Л. Ребята, а вы знаете, что у К. И. Чуковского есть стихотворение про черепаху и живет она на болоте. И сей час мы к ней отправимся в гости. Надо будет пройти по кочкам и подойти к болоту.
Дети выполняют действия (речь с движениями).
Л. : До болота идти далеко
До болота идти нелегко / 2раза (дети идут друг, за другом наступая на «кочки»).
«Вот камень лежит у дороги.
Присядем и вытянем ноги. (дети присели на корточки)
И на камене лежит узелок.
Л. Да, вот и черепаха. И узелок?
Подскажите, а какой первый звук вы слышите в слове черепаха?
Логопед : Ребята, поиграем со звуком [ч,].Давайте узнаем как располагается язычок во рту при произнесении звука [ч,] .Возьмите все зеркала (достаю из узелочка-мешочка).
IV.АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА.
Определяем положение органов артикуляции:
-губы немного выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка вверху, касается бугорков Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка от неба отрывается и продвигается вперед. Голосок спит. Горлышко не дрожит.
V.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
Произнесение звука[ч,] .
Если преграда, когда мы произносим звук[ч,]?
Что образует преграду?
Звук [ч,] – гласный или согласный?
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [ч,]?
Звук [ч,] всегда мягкий. У него нет твердой пары. Запомните!
Выставляются символы-фишки для звука [ч,] на панно.
Л. : Повторим. Согласный, глухой, всегда только мягкий.
VI. Выделение звука [ч,] в слогах, в словах:
Логопед : Сейчас я проверю,умеете ли вы ловить звук [ч,]
Если я назову один звук [ч,] ---вы его ловите одной рукой,зажимая кулачок.
Если я назову звук [ч,] с другим звуком---вы его ловите двумя руками, зажимаете
два кулачка.
Ч Ч ЧА Ч ОЧ Ч ЧУ Ч ЫЧ
Логопед : Молодцы! Справились с заданием. У нас прекрасное настроение и нам надо отправляться дальше.
Ребята! Звук [ч,] нам сможет помочь в этом. Если звук [ч,] произносить сначала ---
Громко, а потом тихо,, то можно услышать как движется паровоз.
Встаньте. На первый, второй--- рассчитайсь! Запомните свои номера
Произносят: Ч ч Ч ч Ч ч Ч
Нашу песенку услышал паровоз и готов вас повести.
VII. Динамичная пауза. Звучит музыка.
Дети проговаривают слова со звуком [ч,]
«Загудел наш паровоз чох—чох,чух—чух
Пыхчу, пыхчу. Стоять на месте не хочу.
Колесами стучу---стучу. Чу,чу.
В гости к сказкам прикачу.
Дети переходят и становятся лицом к экрану.
VIII. Л. : Посмотрите на экран. Кто это? Из какой сказки?
Логопед : Повезло нам, что сейчас Айболит гостит у нас.
Вы, знаете, дети. Доктор Айболит прекратил приём больных, так как потерял свои важные предметы. Поможем ему.
Логопед : Для этого надо разгадать ребусы. (Первые номера работают с левой стороны, вторые номера с правой стороны) Работа на 2-х мольбертах.
Логопед : Сегодня звук [ч,] будет нам будет встречаться повсюду. Где спрятался звук
[ч,] в слове очки, чемодан
Логопед : Подойдите все ко мне. Посмотрите на экран,
бочка кирпичи чайник
червяк бабочка ключ
мяч сачок чайка
Назовите картинки, и вспомните, какие из них нам встречались на занятии раньше. А каких не было. Произнесение слов хором. Индивидуальные ответы.
Картинки: бочка, кирпичи, бабочка, червяк, чайник, ключ, мяч, сачок, чайка (в таблице)
.Л. : Сейчас проверим правильно ли вы запомнили название картинок. Убираются все лишние.
Логопед : Айболиту помогли.
Он в свой тимоданчик, симоданчик, щимоданчик положит очки. Ой, что то не так?
На экране картинка по сказке «Айболит», где Айболит лечит зверей.
Л: Всех на свете он добрей.
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»
Логопед : Мы помогли Айболиту. И теперь он снова может лечить своих зверей. Переходят дети к коромыслам.
Логопед : Ребята поиграем в игру «Доскажи словечко».
В этой игре вы должны закончить предложение рифму, выбрав картинку, с наших коромысел.
XI. РАБОТА С КОРОМЫСЛАМИ.
ЧА---ЧА---ЧА--- была Таня у ___(врача)
ЧА---ЧА---ЧА--- мы увидели___(грача)
ЧА---ЧА---ЧА---нет ___(зеленого мяча)
ЧА---ЧА---ЧА---на столе горит___(свеча)
XII.Звучит музыка.
Логопед : Посмотрите. Выносится черный ящик. Это черный ящик, и что-то лежит в нем.
Отгадайте дети: Кто потушил море в сказке «Путаница»
Логопед : Ой, что-то не открывается «Черный ящик».Давайте скажем волшебное заклинание.
XIII.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ.
АЧ---ОЧ---УЧ
ЧА---ЧО---ЧУ
Ответы детей по выбору и хором. Дети воспроизводят слоговые ряды.
Л. : Достаю и показываю БАБОЧКУ.
В слове бабочка есть звук [ч,] .Где он слышится в начале слова, в середине или в конце?
Л. : Интересно сколько слогов в слове бабочка. Давайте разделим.
Л. : Посмотрите, а бабочка принесла нам конверты
Раздаю конверты. Дети сидят за столами. Достают элементы букв.
Л. Посмотрите. Эта буква «Ч».Звук «Ч» на письме обозначается буквой «Ч».
В какую сторону смотрит буква «Ч»?
XV.Складывание буквы Ч из элементов.
На что же похожа буква «Ч»?
Стихотворение про букву.
«Да,вы, правильно решили
«ЧЭ» похожа на «четыре»
Только с цифрою, друзья.
Букву путать нам нельзя.»
В чем разница буквы и цифры.
Рисование по методике Г. А. Шичко. Рисование носом.
XVI .
Л: Подойдите ко мне. Посмотрите на экран. Нам надо разгадать очень трудное задание.
Может ли из слова «бабочка» получится слово «бочка»?
Дети: ответы
Л. : Есть ли звук [ч,] в слове «бочка». Поделим слово на слоги. Выделим ударный слог.
XVII. ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА.
Выложим из кубиков схему слова «БОЧКА». Первые номера возьмите кубики.
Вторые номера возьмите кубики.
1. Сколько всего звуков в слове.
2. Назовите согласные звуки.
3. На каком месте в слове звук «Ч».
4. Сколько в слове гласных звуков. Назовите их.
5. Обозначить эти звуки буквами.
Л. : Вот такие чудеса происходят со словами.
Логопед :
Ой, что за звук? Посмотрите на экран.
V.Заключительная часть
Л. : Отгадайте загадку:
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.
Л: Кто же эта героиня?
Дети: Федора.
Л: Из какой сказки?
Д. : «Федорино горе»
Л. : в этой сказке всё отлично кончается.
Всё на место возвращается.
А Федора вам хочет подарить свою любимую игру. Она научилась общаться с посудой и называет её всегда ласково. Звук «Ч»- самый нежный и если его вставить в любое слово, это слово произносится ласково.
Закрепление уменьшительно-ласкательных суффиксов у существительных.
Дети играют со словами: чашка, блюдце, кастрюля, чайник, стакан, сковорода, тарелка, самовар, вилки, ложки.
VI.Итог (рефлексия)
Логопед : Молодцы. С каким звуком мы путешествовали по сказкам К. И. Чуковского?
Что узнали о звуке [ч,] ?
Какой буквой он обозначается на письме?
Логопед : Проведение рефлексии
Подойдите все к своим столам.
Кому наше путешествие понравилось и задания вас не затрудняли, возьмите зеленый листочек, кому было что-то не понятно, или не совсем всё получалось, возьмите желтых листочек, а кто затруднялся возьмет красный листочек.
Все листочки прикрепим к Чудо-дереву.
И так наше дерево принесло нам опять чудеса. Вы радовали нас своими ответами.
Наше путешествие по сказкам К. И. Чуковского закончилось. Спасибо.