Любовь Кудрявцева
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Звук и буква Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие по формированию фонетико – фонематических представлений в старшей группе для детей с ОНР. [/b]
Тема занятия : Звук и буква Х.
Программные задачи:
Коррекционно – образовательные:
- познакомить детей со звуком Х, способом его артикуляции и характеристикой – согласный, твердый;
- познакомить детей с буквой Х.
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР „Звук и буква Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- активизация словаря прилагательных по теме «Зима»;
- нормализация мышечного тонуса лица под действием приемов самомассажа;
- формирование интонационной выразительности речи ;
- развитие фонематического слуха;
- упражнять детей в звуковом анализе слова МУХА;
- развитие внимания, мышления;
- развитие общей и мелкой моторики.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Оборудование и материалы: картинки – слайды: зима, дети катаются с горы на санках, у мальчика болит зуб, человек колет дрова; схемы для определения позиции звука в слове; картинки со звуком Х в словах; символы для звукового анализа; буква Х; каштаны, пуговицы, фасоль; корзинка, мяч.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Ребята, какое время года сейчас? (зима)
Скажите, какая может быть зима? (холодная, снежная, метельная, вьюжная, морозная и т. д.)
Мороз рисует узоры на окнах домов, а мы нарисуем узор на лице с помощью пальцев. Самомассаж «Зима» :
Смотрят дети из окна: (поглаживающие движения)
По дорожке ледяной
В гости к нам идет зима
В белой шубке меховой.
Белая метелица (спиралевидные движения)
По дорожкам стелется.
За снежинками снежинки (легкие постукивающие движения)
Тихо кружатся, летят.
Укрывает все тропинки
Покрывалом снегопад.
На ветвях развесил иней (пощипывающие движения)
Ночью дедушка мороз,
Он сегодня очень сильный –
Щиплет щеки, лоб и нос.
Завтра снова будем мчатся (поглаживающие движения)
На санях и на коньках,
И на лыжах с гор кататься,
Ведь зима у нас в гостях.
2. Введение в тему.
Зима – красивое время года. (картинка – слайд) Ах, какая зима! Что я хотела выразить этими словами? (свое восхищение) Давайте вместе произнесем. Какое маленькое слово нам помогло? (Ах) А в каких случаях мы произносим Эх? (ответы детей, картинка - слайд) Эх, прокачусь! (Дети произносят).
А когда мы говорим Ох? Ох, зуб болит! (произнесение детьми, картинка – слайд). А иногда мы говорим Ух! (картинка – слайд, дети выполняют упражнение «Колем дрова»)
Ребята, давайте вспомним, какие маленькие слова помогали нам выражать свои эмоции? (Ах, эх, ох, ух) Какой звук слышится во всех этих словах? (Х, произнесение звука хором, индивидуально)
Какой это звук? (согласный) Почему? (звук не поется, воздух встречает преграду, корень языка упирается в горло)Твердый или мягкий звук? (мягкий). Сегодня мы познакомимся с этим звуком.
3. Игра с мячом «Произнеси звук Х» (Ребенок произносит звук Х, логопед договаривает слово, затем ребенок произносит слово целиком)
Х… (вост) – хвост
Х… (ор) – хор
Х… (озяйка) – хозяйка
Х… (алва) – халва
Х… (вастун) – хвастун
4. Входит «Хохотушка», в руках у нее корзинка:
Я девчонка – веселушка,
Непоседа, хохотушка.
Хохочу весь день подряд,
Веселить хочу ребят!
Здравствуйте, ребята! Хотите сыграть со мной в игру? Я вам назову слово, а вы в этом слове поменяете первый звук на мой любимый звук. Какой? (Х)
Салат – халат
Голод – холод
Свалить – хвалить
Робот – хобот
Глеб – хлеб
Молодцы!
А вы хотите посмотреть, что у меня в корзинке? Держите, а мне пора. До свидания! (отдает корзинку логопеду)
5. Ребята, давайте посмотрим, что в корзинке. (логопед достает из корзинки картинки и схемы к словам) Что мы можем с этим сделать? (ответы детей) Да, нужно разложить картинки к схемам. (дети выполняют задание «Разложи картинки» : определяют позицию звука Х в словах : в начале, в середине, в конце слова.)
6. (Логопед задает детям загадку) :
Как я все устроил ловка!
За щекой моей кладовка.
Захочу – поем с руки,
Нет – возьму из – за щеки. (хомяк)
Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»
Хомка, хомка, хомячок. (руки на поясе, приседания)
Полосатенький бочок. (поглаживание живота)
Хомка рано встает, (руки вверх, встать на носочки)
Шейку моет, щечки трет. (трут шею, щеки)
Подметает хомка хатку (наклон вниз, руками «подметают»)
И выходит на зарядку. (шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (руки в стороны, вверх, в стороны, вверх)
Хомка хочет сильным стать. (показывают, какие сильные)
7. (Логопед загадывает детям загадку) :
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает.
Прожужжала возле уха
И на стол уселась … (муха)
(Дети выполняют звуковой анализ слова Муха)
Сколько звуков в слове?
Какие гласные? Какие согласные?
8. Я хочу познакомить вас с буквой Х. (Показывает букву Х).
Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лежа.
На что еще похожа буква Х? (ответы детей)
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.)
(Логопед предлагает детям выложить букву Х из пуговиц, каштанов, фасоли)
9. Итог занятия.
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какое задание вам понравилось выполнять больше всего?
Кто приходил сегодня к нам на занятие?
Вы все сегодня старались, молодцы!