Наталья Волобуева
Логопедическое занятие в 1 классе «Посуда. Звук [Ш] и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в 1 классе.
Тема: Звук и букв Ш. Посуда. (Занятие 1)[/h3]
Цель: актуализация словаря по теме «Посуда». Уточнение произношения и развитие умения выделять звук Ш в слове, определять его позицию.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания по лексической теме «Посуда»; выра-ботать умение выделять звук Ш в речи, определять его место в слове.
Публикация «Логопедическое занятие в 1 классе „Посуда, Звук [Ш] и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коррекционно-развивающие: уточнить звукопроизношение и автоматизи-ровать звука Ш; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, звукобуквенного анализа; развивать мышление, память, мелкую моторику рук; развивать понимание прочитанного; закрепить зрительный образ буквы Ш.
Воспитательные: воспитание положительной мотивации к учению, инте-реса к предмету; воспитание навыков самоконтроля за речью.
Оборудование: бумажные буквы Ш, игрушечная посуда, волшебный мешо-чек, лото «Посуда».
Ход занятия.
1. Выделение четвертого лишнего (записать лишнее слово в тетрадь) : волк, заяц, тарелка, медведь; стол, кастрюля, диван, кровать; яблоко, вилка, банан, апельсин; поезд, машина, самолет, стакан. Что общего у исключенных предметов?
2. Вспомните, в какой сказке посуда убежала из дома? Правильно, сказка К. И. Чуковского «Федорино горе». Посуда прибежала к нам и просит спрятать ее. Давайте положим ее в этот мешок. А за ней следом идет и сама Федора. Шла она по лесу, пробиралась к нам сквозь заросли, вся в колючках выбралась. Помогите ей снять эти колючки. На что они похожи? На букву Ш.
3. Чтобы все эти колючки ни к кому не прицепились, мы должны их сдуть. Дыхательная гимнастика (Дуть на буквы ш, чтобы они все слетели с ладошек).
4. Давайте с вами вспомним, что же это за звук – Ш (характеристика звука). Каким цветом мы будем писать этот звук? Почему?
5. Чтобы правильно произносить его, мы должны подготовить наш язычок (Артикуляционная гимнастика (комплекс шипящих звуков - презентация).
1. «Улыбочка-хоботок»
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
2. «Лопаточка»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
3. «Чашечка»
Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.
4. «Вкусное варенье»
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
5. «Согрей – заморозь ладошку»
Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].
6. Идет Федора по лесу, темно, страшно. Как бы ей снова в колючки не попасть? Давайте поможем ей. Я буду произносить звуки (слоги, слова, а вы каждый раз, как услышите звук Ш, громко хлопайте в ладоши и топайте ногами. Услышит Федора ваше хлопанье и обойдет заросли.
7. Чтобы ей снова не попасть в колючки, давайте зачеркнем все буквы Ш (корректурная проба).
Ш Н П В Щ Ш М И Ш Ц Ы
С Ш Щ Ч Ж Ш П В Ж Ш Н
М С Ч Ц Т С Ш Д Ж Ю Ш
Ф Ч Ш Ш О Щ С Ш Ж И Ц
8. А теперь я буду называть, где находятся колючки, а вы ищите их глазками. Куда скажу, туда и смотрите, но только глазами, голову не поворачиваем (гимнастика для глаз). Второй вариант – «обводить» глазками предъявленные фигуры (презентация).
9. Устала Федора, и мы с вами устали, помогая ей. Давайте немного рас-слабимся. Самомассаж «Посуда» (дети выполняют массажные действия на спине друг у друга).
Стол деревянный стоит у окошка
(погладить спину по плечам и вниз,
А на столе оловянная ложка
(растереть спину по спирали снизу вверх, исключая область позвоночника,
Около ложки – стеклянная миска
(растереть спину по спирали,
Горкой лежат в ней конфеты-ириски
(пальчиковый душ по спине).
Рома решил, что возьмет только две.
(пощипать снизу вверх)
Миска пустая стоит на столе!
(погладить спину сверху вниз волнообразными движениями).
10. Ребята, а вы помните, куда спряталась посуда от Федоры? Правильно, в это мешок. Пожалела она Федору и готова вернуться к ней. Но только при условии, что Федора узнает ее на ощупь. Поможем Федоре! Упражнение «Волшебный мешочек». Дети на ощупь угадывают посуду и достают ее из мешочка.
11. Только посуду со звуком Ш не хочет брать Федора – боится она колю-чек! Давайте подумаем, какой посуды не должно быть у бабушки (ложка, ковш, чашка, шумовка, кувшин). В какой позиции находится звук Ш в этих словах (работа по схеме нск?
12. Логопедическое лото «Посуда». У детей карточки с картинками, в мешочке – карточки со словами. Логопед демонстрирует карточку с написанным словом, дети прочитывают ее и ищут данное слово у себя на карточках.
13. Итог занятия, рефлексия.