Олеся Чевтайкина
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к русской народной культуре, традициям, фольклору.
Задачи:
• Познакомить детей с русскими народными традициями, фольклором, рукоделием.
• Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к традициям.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с русской народной культурой и традициями“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Русские народные традиции и обычаи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Оборудование и материал: презентация с иллюстрациями; предметы русского быта : деревянные ложки, глиняный горшочек, доска расписанная хохломой, игрушка– свистулька, кукла из соломы; деревянная палочка, книги «Русские народные сказки».
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Посмотрите внимательно на предметы, которые стоят на столе (глиняный горшочек, деревянные ложки, разделочная доска расписанная под хохлому, игрушка-свистулька, кукла из соломы (можно фигурку домового). Когда-то они были частью кухонной утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?
Дети: Ложка.
Разделочная доска.
Глиняный горшочек.
А птичка-свистулька.
Воспитатель: Посмотрите, а что еще вы видите?
Дети: куклу.
Воспитатель: Это кукла -оберег и хозяйки ее берегли, хранили и никому не показывали-она оберегала дом от плохих людей. Поэтому ее и называли «Кукла-оберег».
(Присаживаемся на стульчики)
Воспитатель: Как я уже сказала люди раньше жили в деревянных избах. Комнат в ней было не много, одна или две. Отопления, как сейчас не было, отапливали дом с помощью печи. В ней же готовили пищу. А готовили ее в чугунках. Ставили и доставали из печи с помощью ухвата.
Русская печь так же служила еще и кроватью, на ней было очень тепло. Комната, где стояла печь, располагался стол. И называли такую комнату «Светлая» или «Красный угол». Во главе стола всегда сидел самый старший в семье и никто не начинал прием пищи, пока старший в семье не разрешит. Вот такая была традиция.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картину. Что вы видите. (девушка за прялкой, горит лучина)
Дети:
Воспитатель: да сидит девушка. Она работает: прядет пряжу, а рядом горит лучина. Лучина- это тонкая длинная щепка, ее зажигали и она освещала комнату. Ребята, а что сейчас освещает помещения?
Дети: лампы, люстры, светильники.
Воспитатель: Правильно. Но раньше электричества не было и лучина помогала освещать избу.
(Картинка прялки и ткацкого станка)
Воспитатель: Долгими зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу. Как вы думаете для чего?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Для того чтобы, потом из нее можно было связать одежду. Так же из этих ниток делали ткань с помощью ткацкого станка. И шили разные наряды. Пока женщины занимались рукоделием, мужчины изготавливали посуду из дерева. Это называли народными промыслами.
Люди шили одежду, изготавливали посуду не только для себя, но и на продажу. А продавали все это на ярмарках. (показ иллюстрации – ярмарка) Посмотрите, как ярко и нарядно она проходила.
На ярмарках, так же было принято веселится: петь песни, водить хороводы, играть в игры.
Сейчас я предлагаю поиграть вам в русскую народную игру «Малечина-калечина»
Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают стишок:
«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три.»
Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.
Воспитатель: молодцы поиграли, отдохнули. Ребята русский народ богат не только промыслами и ремеслами, но и фольклором. Фольклор – это устное сочинение легенд, музыки, скороговорок, сказок.
Отгадайте загадки, какие это русские народные сказки :
1. Он испекся в русской печке.
Покатился на крылечко.
В лес густой он убежал,
Там лисицу повстречал.
У него румяный бок
Это вкусный.
Дети:
2. Вырастил однажды дед
Этот овощ на обед.
А потом тащил
Вместе с бабкой, что есть сил.
3. Миша по лесу идёт,
Короб на спине несет
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла.
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела.
Воспитатель: Молодцы! А еще ребята люди сочиняли приговорки и заклички.
В давние времена люди обращались к природе, с просьбой о богатом урожае, с благодарностью к солнцу и дождю; для себя и своих детей просили здоровья, счастья, богатства. Люди верили, что природа их слышит и понимает, они просили у нее помощи и благодарили за дары. Эти обращения велись в стихах, которые впоследствии стали называть закличками.
Вот послушайте:
1. Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
2. Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи –
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
3. Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!
Молодцы. Ребята я уверена, что вы запомнили все о чем мы сегодня говорили. Давайте повторим:
1. Где раньше жили люди?
2. Чем занимались девушки и женщины по вечерам?
3. А чем занимались мужчины?
4. А зачем устраивались ярмарки? Что там делали?
5. Чем богат русский фольклор?
Молодцы ребята. Занятие окончено.