Марина Роводзянова
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки.
Задачи:
-расширять кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа;
-воспитывать чувство любви и гордости к Родине;
-продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Знакомство с деревянными ложками“» размещена в разделах
- Деревянные ложки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Ход занятия:
Воспитатель вносит корзинку в группу и загадочно говорит:
Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет, есть их… (ложка).
Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.
Воспитатель:
Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?
Дети: Нет!
Рассказ воспитателя:
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды.
Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? (ответы детей: еда была горячая, обжигала руки)
Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так появилась первая ложка.
Самая первая ложка была сделана из камня.
Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)
Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей: неудобно, она тяжёлая)
Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Делать такую ложку было очень сложно.
Воспитатель:
На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду, а затем и мебель из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.
Воспитатель достаёт из корзинки деревянную ложку.
- Есть даже такая пословица: «Щи да каша - пища наша»
- Ребята, а скажите мне, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей: «Три медведя», «Жихарка») Молодцы.
Возьмите в руки красивые раскрашенные ложки.
Физминутка:
Ложки спят (Дети сидят и держат в каждой руке ложку),
На коленочках лежат положив их себе на колени
Вот проснулись,потянулись, (Поднять ложки перед собой, над головой,
опустить перед собой)
Друг на друга оглянулись.
Завтракать они пошли, (Подносить по очереди ложку ко рту.)
Стали печь пирожки. (Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо
то влево.)
А потом пошли гулять (Ударять медленно ложками по коленям, то правой
то левой рукой)
Прыгать бегать и скакать (Ударять по коленям одновременно.)
По дорожке пробежали (Ударять быстро ложками по коленям)
И нисколько не устали (Стучать ложками перед собой)
На качели сели,
К небу полетели:
Вверх- вниз (Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза)
Вверх-вниз,
И за спинку спрятались? (Спрятать ложки за спину.)
Надо ложки поискать,
С кем же будем мы играть?
- Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают?
Дети: расписные.
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Мы знаем, что ложки нужны для еды.
- А что ещё можно делать деревянными ложками? (играть).
Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
Игра «Найди пару»
Возьмите по одной ложке из корзинки, а пару для неё найдите на столе.
Звучит русская народная мелодия, дети играют на ложках.
Воспитатель:
Ребята, что нового мы сегодня узнали?
1. у ложечки есть история
2. первые ложки делали из камня
3. ложки делают из разных материалов
4. на ложках можно играть