Екатерина Павлова
Конспект открытого занятия в средней группе «История русской народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о народных игрушках, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представление о народных игрушках. Приобщать детей к традициям русского народа; продолжать знакомить с устным народным творчеством;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Средняя группа
- Темочки
Познакомить детей с русскими народными игрушками; учить различать их по форме, цвету, узору.
Развивающие:
Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.
Воспитательные: Воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: матрешки, тряпичные куклы, дымковские игрушки, деревянные ложки, свистульки, хохлома., ткань для изготовления тряпичной куклы, пазлы «Матрешка».
Ход занятия:
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся (дети здороваются)
Ребята, раньше дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью:
Выходит ребенок в русском костюме и с караваем:
Дорогих гостей встречаем
На родной русской земле,
Хлеб и соль вам предлагаем,
Как обычай нам велел
В: Ребята, я сегодня пришла в группу и увидела сундучок. Давайте посмотрим, что там лежит.
Воспитатель достает игрушки.
В:Ребята, вы любите игрушки?
-Да.
Для чего вам нужны игрушки?
-Играем.
- А где ваши родители берут игрушки?
-Покупают в магазине.
В: А в нашей группе где игрушки можно приобрести?
Д: В нашем магазине.
В: А какие игрушки есть в нашем магазине? (ответы детей)
Из чего они сделаны (пластмасса, резина, дерево?
В: Ребята, но такие игрушки были не всегда. Когда то давным - давно игрушки для своих детей родители делали сами или покупали на ярмарке. Кто из вас знает, что такое ярмарка? (предположение детей)
В. Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.
Мастера из разных уголков России везут свой товар на ярмарку. Народ ходит по рядам, любуется, а товара так много, что глаза разбегаются.
Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересными игрушками. Но для этого мы с вами отправимся в музей старинных игрушек. Кто знает,что такое музей? (ответы детей)
В: Но сначала мы вспомним правила поведения в музее (ответы детей – не кричать, не баловаться, не бегать, ничего не трогать, не ломать)
В: на чем можно отправиться в музей (ответы детей)
В: Ребята, у меня есть волшебная палочка. Я предлагаю с помощью нее отправиться в музей. Закройте глазки, я произнесу волшебные слова:
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Вокруг себя закружимся
И в музей исторических игрушек попадем
В: Посмотрите,ребята, перед вами много разных игрушек. Чтобы узнать,с какой игрушки мы начнем нашу экскурсию, вам нужно отгадать загадку:
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это?
Д: матрешки
Воспитатель: Верно! Это матрешки! (Показ матрешки)
-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что для изготовления матрешек мастера используют липу, березу, лиственницу. (демонстрация иллюстраций деревьев). Скажите, на территории нашего сада растут такие деревья?
Д: Береза, липа
А сейчас, давайте рассмотрим матрешек.
Матрешка- старинная народная игрушка. Её не случайно называют народной, почему (ответы детей)
В:Правильно, потому, что она сделана добрыми руками русских людей. .Матрешка является символом нашей страны.
В:? А в какой стране мы живем, в каком городе? (ответы детей)
В. Правильно, в России
Велика Россия наша,
Каждый гость, который приезжает в Россию обязательно выбирает русскую матрёшку
В: Ну продолжим рассматривать матрешку.
Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек (много).
В: Посчитайте их (дети считают)
В: Скажите, матрешки одинаковые? Чем отличаются?
В: Маша, расставь матрешки по росту. От большой к маленькой.
В: Дима. Покажи самую большую матрешку, Вика, покажи самую маленькую матрешку
В:Какие они? (нарядная, расписная, красивая)
В:.Предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и собрать матрешки из частей. (4 стола, по 5 человек, собирают пазл "Матрешка")
В: Ребята, давайте посмотрим, какие еще есть игрушки в музее :
Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор
В: Ребята, кто знает как называются эти игрушки? (воспитатель показывает - ответы детей)
В: Это дымковские игрушки. Они изготовлены из глины
Есть старинная деревня под названием Дымково. Поэтому игрушки и назвали Дымковские. Здесь русские мастерицы лепили коней, оленей, птиц, индюков, барышень., потом расписывали. Краски брали самые яркие. -Какие? -Красные, желтые, синие, зеленые.
-Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия)
В – Ребята, а на ярмарках люди играли в разные народные игры, устраивали состязания, пели, катались на каруселях. Давайте и мы поиграем в народную игру
Подвижная игра «Платочек» (под музыку)
В. – Ребята, посмотрите на эти игрушку. Кто догадался, что это такое?
(Воспитатель дует в свистульку) (Ответы детей)
Эта дымковская свистулька – сделана из глины,
В. – Проходите да поглядите, какая здесь посуда собрана. Она не простая.
Это хохломская роспись. Эту посуду делали мастера из Хохломы. Здесь и ложки, и солонки, и черпаки. (Дети рассматривают). Ложки – то музыкальная игрушка (демонстрация игры на ложках)
В: Ребята, давайте сравним какая игрушка тяжелее и почему. (в руках «взвесить»)
Д: Дымковская тяжелее, потому что сделана из глины. (например)
Воспитатель: Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые издавна делали для детей различные игрушки. Так же были и куклы, но не такие как сейчас,а из кусочков ткани. Так появлялись чудесные тряпичные куклы. (демонстрация)
Воспитатель: Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке
В: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?
Д: У кукол нет лица.
В: Все куклы делались безликими, т. е. не имели лица, считалось, что если у куклы нет лица, то никто не может навредить владельцу.
В: Ребята, а сейчас я снова хочу вас пригласить в мастерскую показать,как она делается. (демонстрация изготовления)
В: Ребята, я вам предлагаю на выходных попробовать сделать тряпичную куклу с родителями. А мы с вами в группе сделаем выставку.
Воспитатель: Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Раз, два, три покружись, в группе окажись»
Давайте присядем на стульчики и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?
Дети. В русском народном музее.
Педагог. Что вы можете рассказать родителям об этом музее?
Дети. Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки)
В: Из чего сделаны эти игрушки? - Из глины, дерева, ткани. -Что используют мастера- умельцы, чтобы игрушки стали красивые? - Раскрашивают их красками.
-А как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров?
-Бережно, аккуратно.
Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.