Светлана Мустафина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная.
Цель: познакомить детей с национальными традициями и культурой татарского народа.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить знания детей о людях других национальностей, проживающих в Республике Башкортостан;
-активизировать словарь детей;
-учить применять продуктивные навыки в работе.
Развивающие:
-познакомить с татарской национальной одеждой;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Республика Татарстан
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить с национальными татарскими традициями;
- познакомить с элементами татарской росписи на полотенце;
-развивать познавательную активность.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к окружающему миру;
-развивать художественный вкус, чувство цвета и ритма;
- воспитывать любовь, уважение к родному края и людям проживающим в ней.
Материал и оборудование
-иллюстрации, презентация «традиционные татарские праздники», национальные костюмы;
-элементы национального татарского полотенца;
Содержание образовательной деятельности детей
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, мы продолжаем знакомиться с народами, проживающими на территории
нашей многонациональной Родины.
- Как называется республика, где мы живем?
Ответы детей.
-Какие народы здесь живут, давайте вспомним.
Ответы детей.
Воспитатель:
- А сегодня я расскажу вам о нашем трудолюбивом и талантливом народе -
татарах. Очень интересна и необычна одежда и украшения татар.
Костюм татар - длинная рубаха (кулмэк) у мужчин и у женщин и свободные шаровары с «широким шагом». Женская рубаха украшена воланами и мелкими оборками: нагрудная часть – аппликацией. Поверх рубахи надевали камзол. Женские камзолы украшали по бортам и низу тесьмой, мехом. Костюм был многослойным и тяжелым. Также костюмы украшались ажурными пуговицами, монетами.
Показ одежды. Слайд № 1.
Распространенным головным убором у мужчин являлась тюбетейка, искусно
украшенная вышивкой (рассматривание мужского головного убора).
Показ тюбетейки. Слайд № 2
Игра " Тюбетейка»
Дети встают в круг, под национальную татарскую музыку, они по очереди надевают тюбетейку на голову стоящего рядом ребенка. Музыка останавливается, на ком остается тюбетейка, тот, что посередине, танцует под татарскую мелодию.
Воспитатель: Особо оригинальными были женские головные уборы – вышитая жемчугом, позолоченной монетой шапочка – калфак. Татарские женщины вкладывали много труда и умения в изготовление калфака, которые передавались по наследству.
Показ калфака. Сайд № 3
-Как вы думаете, могли татарские девочки носить волосы распущенными?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Нет. Девушки и женщины заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками или кистями. В большом количестве татарские мастера-ювелиры изготовляли браслеты, брошки. Украшения делались поначалу из меди, а позднее из бронзы, серебра и золота. Также мастера использовали драгоценные камни.
Народные мастерицы любили вышивать и украшали одежду разнообразными узорами, составленными из цветов и листьев разной формы и разного цвета. Они отличались яркостью узоров. Самый любимый цветок татар – тюльпан. Очень любят татарские женщины красивые веера.
-Посмотрите на иллюстрации (№ 4) и ответьте: Какие цвета преобладают в цветовой гамме украшений?
Ответы детей.
- Любимыми цветами татар являются голубой, зеленый и все их оттенки. Часто встречаются фиолетовые и желтые тона. А вот красный сравнительно редок.
Физкультминутка
В народной культуре татар своеобразным символом стало «казанское полотенце». Этот поэтический образ встречается в народных сказках, приметах. Особое внимание к вышитому полотенцу закрепилось народным обычаем вручать его в качестве знака любви и верности жениху или награды Батыру- победителю на празднике Сабантуй.
-Давайте рассмотрим полотенца, которые развешаны на нашем татарском уголке и начнем нашу творческую работу.
После рассматривания полотенца и салфеток, дети садятся за столы и разукрашивают татарским узором свои «полотенца».
Самостоятельная деятельность детей.
4. Рефлексия.
Воспитатель:
- О какой национальности мы с вами говорили? -- Что интересного вы узнали?
- Что особенно запомнилось?
-какими узорами и цветами разукрасили полотенца?
Огромна и прекрасна наша страна. Дружно живут на ее просторах люди разных национальностей со своей историей, традициями.