Валентина Сотникова
Конспект занятия «Знакомство с буквой «М» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие у детей познавательного интереса при подготовке к школе
Задачи:
1. Познакомить детей с согласными звуками [М] и [М’] и буквой (М).
2. Закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, ы, э). Знать их отличие от согласных звуков.
3. Учить составлять, анализировать и читать слоги и слова с буквой М : ам, мы, ум.
4. Учить подбирать и называть слова со звуками [М] и [М’].
5. Развивать внимание, мелкую моторику рук, логическое и наглядно-образное мышление, фонематический слух.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с буквой „М“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
6. Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу, умение приходить на помощь.
Материал: Вагончик (фризы) с буквой (М) и соответствующими рисунками, два конверта А4, карандаши (синий, зеленый, простой, карточки с заданиями, разрезанная буква (М, книга «Малыш и Карлсон».
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, нам сегодня утром пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Маленькая Баба- Яга! У меня случилась беда, тётка Румпумпель заколдовала мою волшебную книгу и одна буква в ней рассыпалась. Теперь я не могу колдовать. Помогите мне определить, что это за буква». Воспитатель достает из конверта разрезанную на части букву «М».
Воспитатель:
- Ребята, поможем Маленькой Бабе – Яге? (Ответы детей). Но прежде, чем помочь, давайте сначала проведем занятие, вспомним все буквы, которые мы с вами выучили и узнаем еще одну новую букву. Ребята, назовите буквы, которые мы с вами уже знаем? (Ответы детей). Молодцы! А сейчас отгадайте загадки.
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки) (Ответы детей).
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заводите —
Колесики начнут крутится.
Поставьте и она помчится.
(Машина заводная) (Ответы детей).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Скажите, какой первый звук в этих словах? (Ответы детей). Правильно звук [М]. А теперь отгадайте еще две загадки:
Упадет — поскачет,
Ударишь — не плачет.
(Мяч) (Ответы детей).
Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу.
(Плюшевый медведь) (Ответы детей).
Воспитатель:
- Какой первый звук в этих словах? (Ответы детей). Правильно звук [МЬ]. Ребята, звуки [М] и [МЬ] - братцы. Звук [М] – твердый согласный (большой братец) и мы будем обозначать его синим цветом, звук [МЬ] – мягкий согласный (маленький братец) – будем обозначать зеленым цветом.
Сейчас, ребята, я предлагаю поиграть в «Магазин игрушек». Вам надо будет в магазине выбрать те игрушки, в названии которых есть звук [М] или [МЬ]. (Дети подходят к «магазину игрушек» и выполняют задание, воспитатель проверяет и помогает).
Воспитатель:
- Ребята, поднимите вверх те игрушки, в названии которых есть твердый согласный звук [М]. (Воспитатель показывает синий круг, дети выполняют задание). А теперь поднимите игрушки, в названии которых мягкий согласный звук [МЬ]. (Воспитатель показывает зеленый круг, дети выполняют задание). Молодцы, ребята, садитесь за столы.
Воспитатель:
- Ребята, звуки [М] и [МЬ] на письме обозначаются буквой [ЭМ]. Посмотрите на нее. (Показывает вагончик с буквой М).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
(Воспитатель пишет на доске букву М, проговаривая стишок еще раз).
Воспитатель:
- Скажите, ребята, что или кто едет в нашем вагончике вместе с буквой ЭМ? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Посмотрите, на столе у вас лежит картинка, там спрятались буквы ЭМ. Найдите их все и обведите синим или зеленым карандашом. (Дети выполняют задание, затем проверяют вместе с воспитателем).
Воспитатель:
- Ребята, выходите на ковер. Давайте нарисуем букву ЭМ в воздухе двумя руками, правой ногой, левой ногой. А теперь напишите букву ЭМ с помощью вашего тела. (Если дети не догадаются взяться за руки, воспитатель помогает им на примере одной пары).
Воспитатель:
- Молодцы, садитесь за стол и возьмите следующее задание. Посмотрите в гости к буквам ЭМ идут буквы, какие? (Ответы детей). Проведите дорожки глазками. В первый домик, какая буква придет? (Ответы детей). Во второй? (Ответы детей). В третий? (Ответы детей). Теперь прочитайте, что у нас получится? (Дети читают «МЫ», «АМ», «УМ»).
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Мы с вами выполнили все задания. Скажите, с какой буквой мы сегодня познакомились? (Ответы детей). Ой, я чуть не забыла про нашу Маленькую Бабу – Ягу. Ребята, у вас на столе (в разносах, части буквы, которую заколдовала тётка Румпумпель. Какая буква рассыпалась, сложите ее. (Дети складывают букву «М»). Ребята, посмотрите, в нашем конверте, что-то появилось. Здесь письмо и книжка. (Достает из конверта и читает письмо). «Дорогие, ребята, спасибо, что помогли мне отгадать заколдованную букву. Теперь я снова могу колдовать. Вы уже прочитали книжку про меня, поэтому в подарок я высылаю вам новую, я думаю, она вам тоже понравиться. С уважением, Ваша Маленькая Баба – Яга!».