Оксана Кокорина
«Звук [А]». Занятие по речевому развитию для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевое дыхание.
Задачи:
•Обучающие:
- упражнять детей в отчетливом произнесении гласного звука А изолированно;
- упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз из 2-4 слов.
• Развивающие:
- формировать умение пользоваться (по подражанию) силой голоса:
- формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой;
- формировать умение различать по внешнему виду фрукты (по муляжам и картинкам);
- формировать умение отвечать на вопросы.
• Воспитательные:
- воспитывать желание слушать стихотворения, представлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений.
Материалы:
- вырезанные из тонкой бумаги силуэты бабочек, закрепленных на нитках;
- куклы (по количеству детей);
- чудесный мешок;
- предметные картинки с изображениями фруктов или муляжи фруктов (арбуз, абрикос, аист, апельсин, мандарин, ананас).
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель приносит вырезанные из тонкой бумаги бабочек, привязанные к ниткам.
Воспитатель: Ребята, нам в группу кто – то прилетел. Угадайте, кто прилетел к нам в гости.
Я похожа на цветок
И на бантик тоже.
Очень я люблю лужок
В летний день погожий.
Я порхаю по цветам,
Пью нектар их сладкий.
Кто я, догадайся сам,
Отгадай загадку.
(С. Курдюков)
Воспитатель: Посмотрите, какие бабочки залетели к нам в группу. Легкие, красивые бабочки.
Что за чудная пора,
Порхала бабочка с утра,
Крылышками все махала,
Польку славно танцевала.
(Е. Эрато)
Воспитатель:
- Ребята, кто прилетел к нам в группу? (Ответы детей).
- Давайте поможем бабочкам летать. Я дую на бабочку, и она взлетает высоко. Подуйте на бабочку, как я. И мы посмотрим, чья бабочка взлетит выше или улетит дальше.
Дети выполняют упражнение. Воспитатель хвалит малышей, убирает бабочек.
Воспитатель: Ребята, послушайте, мне кажется, кто-то плачет (прислушивается). Это кукла Наташа капризничает (берет куклу в руки). Идем, Наташа, я тебя убаюкаю (берет куклу на руки, укачивает). А-А-А, А-А-А. Никак не успокаивается. Дети помогите мне, говорите вместе со мной «А-А-А».
Сначала воспитатель и дети произносят звук А громко. Затем воспитатель говорит, что кукла засыпает, и просит ребят произносить звук А тихим голосом (по подражанию). Воспитатель побуждает детей произносить звук А длительно и на одном выдохе, имитируя укачивание куклы на руках.
Воспитатель: Кукла Наташа уснула, мы уложим ее в кровать и накроем одеялом.
Игра «Чудесный мешочек».Воспитатель берет «чудесный мешочек», в котором лежат картинки с изображениями фруктов (или муляжи фруктов, в названиях которых есть звук А (арбуз, абрикос, аист, апельсин, мандарин, ананас).
Воспитатель предлагает каждому ребенку поочередно достать из мешочка одну картинку, показать ее всем и назвать, что нарисовано на картинке. Если дети затрудняются назвать предмет, изображенный на картинке, взрослый называет его, выделяя звук А, и побуждает малышей повторить слово (фронтально и индивидуально).
Воспитатель: Давайте еще раз все вместе скажем, что нарисовано на картинках.
Чтение стихотворения с показом предметов (картинок).
Воспитатель читает стихотворение и показывает муляжи фруктов или картинки с изображением фруктов на фланелеграфе. При чтении следует четко произносить слова, хорошо выделяя гласный звук А.
Аист нам доставил груз:
Аппетитнейшей арбуз,
Ананасы, мандарины,
Абрикосы, апельсины.
(Н. Пунько)
Воспитатель: Что принес нам аист?
Дети называют фрукты (индивидуально и фронтально) с опорой на наглядный материал.
Воспитатель: Кто принес арбуз, ананас, мандарины, абрикосы, апельсины?
Повторное чтение стихотворения. Совместное рассказывание стихотворения.
Воспитатель: Кто хочет сам рассказать, что принес нам аист?
Дети по желанию рассказывают стихотворение (с опорой на предметы, воспитатель помогает, подсказывает слова и фразы, хвалит детей.