Татьяна Коноплина
Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках – издавна используются, как одно из значимых средств в воспитании детей. Произведения литературы обогащают и развивают речь детей на лучших образцах родного языка. Одна из задач воспитателя – познакомить с произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов, произведениями других народов, ввести в прекрасный мир народного творчества. Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы, расширяет жизненный опыт ребёнка, раскрывает внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков, отношение писателя к своим героям. Произведения художественной литературы помогают формировать у детей нравственную оценку, обогащают эмоции детей, заставляя их волноваться, сочувствовать героям, переживать, осуждать, возмущаться отрицательным персонажам и поступкам. Увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления, развивая воображение, эстетическое восприятие. Ребёнок слушает и создаёт в своём воображении зрительные образы, он как бы видит то, о чём так живо говорит писатель. Читая и рассказывая детям различные художественные произведения, мы воспитываем чуткость к образной речи, любовь к художественному слову, которая в дошкольном возрасте выражается в любви к слушанию сказок, рассказов, стихов. Художественная книга даёт ребёнку образцы русского литературного языка. Использование потешек, загадок, скороговорок, пословиц получило признание в работе с дошкольниками. Е. И. Тихеева рекомендует применять разучивание скороговорок, отгадывание загадок для упражнений по развитию речи, умственных способностей ребёнка. Также загадки, пословицы, приговорки раскрывают поэтические стороны явлений, которые часто проходят незамеченными.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Чтение, детская литература
- Темочки
Прежде чем начать работу по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, воспитатель должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения, как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации. Только читая, человек развивается, совершенствует свою память, внимание, воображение, а также учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает речь человека, делает её правильной, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу человека, учит её сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Воспитатель должен быть убеждён в том,что детская литература – настоящее искусство, которое нужно суметь донести до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности, является фундаментом для дальнейшего культурного развития ребёнка.
Коноплина Т. И. воспитатель МБДОУ «Детский сад №3»