Ольга Бокова
Педагогический опыт «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – важный фактор психического развития ребёнка, его всесторонней гармонизации. Грамотная и хорошо словарно обогащённая речь – это залог успешного обучения в школе, социализации личности. Я считаю, что наиболее интересным, доступным и эффективным средством развития речи детей является художественная литература, поэтому мною была выбрана именно эта тема углубленной работы. В настоящее время, в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольников претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Мне бы хотелось видеть своих воспитанников истинными россиянами, впитавшими с детства красоту и богатство русской речи во всём её многообразии. А решить эти проблемы без приобщения детей к миру художественной литературы является невозможным. Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Поэтому тему моей работы я считаю актуальной.
Публикация «Педагогический опыт „Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Данная проблема определила цель углубленной работы: развить компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя, связной речи – диалогической и монологической форм, интонационной выразительности) через ознакомление с художественной литературой. Этой цели я пыталась достичь через решение следующих задач:
1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.
2. Развитие литературной речи.
3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
4. Формирование интереса и потребности в чтении.
5. Формирование выразительного, с естественными интонациями чтения стихов, участие в рассказывании текста по ролям, в инсценировках.
6. Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.
После реализации углубленной работы ожидала увидеть у своих воспитанников следующие результаты:
1. Умение детей внимательно слушать литературные произведения.
2. Различать и называть жанры литературных произведений (рассказ, сказка, проза, быль, стихотворение).
3. Эмоциональное отношение детей к литературным произведениям.
4. Понимание скрытых мотивов поведения героев произведений.
5. Умение выразительно, с естественными интонациями читать стихи.
6. Участие в чтении текста по ролям, в инсценировках.
7. Владение детьми монологической формой речи при пересказе.
8. Сформированность художественно-речевых исполнительских навыков при чтении, драматизации. Их достижение планировала через следование принципам: системности, доступности, интеграции, преемственности с семьёй. Наметила этапы работы,которые включили в себя информационно-материальную подготовку, практическую часть и заключительные мероприятия по подведению итогов. На подготовительном этапе мною была создана база для работы: уголок книги, отвечающий требованиям программы, приобретены и изготовлены тематические папки, игры,разные виды театров для речевой активности детей. Реализация углубленной работы велась через кружок по бесплатному дополнительному образованию "Речецветик", но некоторые её темы изучались посредством других мероприятий в течение дня:«Чтение рассказа М. Зощенко «Храбрые дети», «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?», «Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень», «Заучивание стихотворения И. Мазнина «Осень», «Сравнительное чтение с пересказом татарской народной сказки «Три дочери» и рассказа В. Осеевой «Три сына», «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» и др. Вся непосредственно образовательная деятельность с детьми проводилась в игровой форме, для её эффективности я использовала приё мы речевой активности: рассказы с вопросами,рассказы с ошибками, рассказы с продолжением. Формы работы с детьми носили характер новизны, индивидуального подхода и учитывали детские запросы. Каждая тема преподносилась в интересной и увлекательной форме, что способствовало более прочному усвоению знаний. Запомнились детям тематические дни: "Творчество поэтов-классиков" (Ф. И. Тютчева,А. А. Фета,С. А. Есенина,А. С. Пушкина,И. А. Бунина,где они познакомились с портретами поэтов, их стихами. "Творчество региональных писателей" (Л. Ф. Шубной, "Творчество В. Бианки". Для речевого развития детей провела проект "Здравствуй, книга!" В рамках проекта ребята изготавливали книжки-малышки, сами их оформляли ( интеграция образовательных областей:"Художественно-эстетическое развитие" : конструирование из бумаги, рисование).Ещё одна инновационная форма работы с детьми - это литературные гостиные : под большим впечатлением дети остались от творчества любимых сказочников - Братьев Гримм. На литературной гостиной по их творчеству ребята увидели портреты великих сказочников, познакомились с их биографией, которая была преподнесена детям в доступной форме, вспомнили знакомые сказки и услышали новые: "Золотой гусь", "Храбрый портняжка". По тому же принципу прошла и литературная гостиная "Творчество К. И. Чуковского",только дети смогли ещё и услышать голос детского писателя во флэш-записи.
При обучении пересказу сказок, я предлагала в помощь детям картины известного художника-иллюстратора детских книг Ивана Яковлевича Билибина.
Анализом мероприятий по речевому развитию детей через ознакомление с художественной литературой, служили рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям:лепили ёжика по рассказу В. Бианки "Ёж", рисовали пейзажи: весны по "Сказка о весне" Г. А. Скребицкого,осени по его рассказу "Осень", сюжетные картины по рассказу Н. Калининой "Разве так играют?" и др. Понравилось моим воспитанникам выступать и перед самыми маленькими зрителями: детям первой группы раннего возраста "Солнышко" они показали пальчиковый театр по русской народной сказке "Репка". Также свои способности в речевом развитии мои ребята проявили в стенах родного детского сада. В 2015 году выступили перед детьми среднего и старшего дошкольного возраста с инсценировкой басни И. А. Крылова "Ворона и лисица". В 2016 году выступили на фестивале по дополнительному образованию "Радуга" с "Литературной страницей "Басни И. А. Крылова", где так же прослеживалась интеграция образовательных областей: "Речевое развитие" и "Художественно-эстетическое развитие"- рассказывание сопровождалось показом собственных рисунков по басням. Ребята продемонстрировали чёткую грамотную речь, силу голоса, интонационную выразительность при чтении по ролям четырё х басен: "Квартет", "Ворона и лисица", "Лебедь, щука и рак", "Кукушка и петух".
Результаты педагогического наблюдения за детьми показали, что с начала работы и на момент её завершения произошла подвижка на 1, 4 балла: начало работы - 2,4 балла (60%, конец работы - 3,8 балла (95%). Она была достигнута за счёт личностно-ориентированного подхода, систематичности проводимых мероприятий, помощи родителей.
Работа с родителями строилась на принципах доверия, помощи и совместного детско-взрослого взаимодействия. Уровень заинтересованности данной темой родители выразили в анкетировании «Роль художественной литературы в развитии речи дошкольников», которое выявило актуальность в понимании родителей этой темы, необходимость её реализации. На основе их пожеланий и затруднений оказала родителям необходимую информационную помощь. Работа с родителями была непрерывным и постепенным процессом, а информация, которую я предлагала, лично значимой для них. Работа велась в системе «группа-семья». Чтобы заинтересовать родителей, пополнить их багаж знаний, мною были даны консультации: «Художественная литература – средство развития речи дошкольников», «Обучение дошкольников пересказу», «Использование художественной литературы, как средства развития речи у дошкольников», рекомендации «Как приобщить ребёнка к чтению».В работе с родителями, так же старалась применить инновационный подход: так, в группе прошли совместные выставки рисунков родителей и детей по темам:"Зимние пейзажи поэтов-классиков", "Весенние пейзажи поэтов-классиков",где родители и дети смогли реализовать своё творчество после полученных впечатлений от стихов С. А. Есенина,А. С. Пушкина, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина. Итогом работы с родителями по углубленной работе явилось родительское собрание по теме "Любите книгу", где родители активизировали свои знания с целью передачи их детям, возобновили традиции семейного литературного чтения.
Результаты работы с родителями были эффективны и показали подвижку на 1,1 балла. Мне удалось сделать родителей своими союзниками в деле воспитания подрастающего поколения.
Цель моей работы достигнута. Знакомство детей с лучшими образцами мировой художественной литературы помогло развить их речь, привить любовь к книгам.
Художественная литература - это кладовая развития речи детей, источник познания ценностных жизненных ориентиров. Советую использовать мой опыт коллегам других дошкольных учреждений. Спасибо за внимание!