Валентина Климова
Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РОЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивым к нежелательным влияниям, учить их правилам обучения и умению жить среди людей – вот главная идея воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира должно стать основной формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему долгу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
Публикация «Роль русского народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, поскольку она способна преобразовывать его и духовный мир. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он приятно связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить чувство любви к Родине. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего детства понять, что они – часть великого русского народа. Следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В русском фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Знакомя детей с устным народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным ценностям.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараюсь раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное развивается с ранних лет. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, восторгает – она возвышает человека. Светлые впечатления детства остаются в душе на всю жизнь. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество песен, поговорок, потешек, дающих возможность взрослому в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку. Играя с ребёнком, стараемся эмоционально донести до него смысловое содержание, красоту и напевность звучание народного слова. Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве : «… Самым высоким видом искусства, самым гениальным являются народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетие … В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценность». Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Мы отмечаем появление в нашей стране интересных художественных коллективов, как взрослых, так и детских, пропагандирующих русскую народную музыку, песни, танцы. Хотелось и мне расширить свой репертуар русских песен, хороводов, плясок, игр, начать работать с русской потешкой, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, словом спланировать работу с детьми так, что бы на музыкальных занятиях, в быту, звучала русская народная песня и народный фольклор. Русская народная музыка, песни и устное народное творчество развивают у детей художественный вкус, дают возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений, пробуждают чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Маленьким детям ещё не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознание.
Народные потешки, песни, игры, пляски пришли к нам из далёкого прошлого, а современные дети сложнее по характеру, чем те дети, для которых создавались эти песни, игры, пляски. Наши дети получают огромное количество информации через кино, телевидение, в играх с автоматической и механизированной игрушкой и всё же образное, мудрое народное слово находит в них горячий отклик. Поэтому необходимо отбирать этот материал, исходя из его художественной ценности, и пополнить новым, современным по образному содержанию творчеством.
Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, пляски, хороводы, мы привлекаем детей к мысли о таких нравственных понятиях как добро, дружба, трудолюбие, героизм, любовь к природе, к Родиной стране.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью, и быть русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.