Получи документы

Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы

Лилия Шаукятовна Якупова
Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы

Восприятие художественного произведения - очень сложная внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности - в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство.

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов и т. п.

Публикация «Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы» размещена в разделах

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Эта роль отводится сказкам, где черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь.

Художественная литература широко используется и для математического развития. Для этого в группе создана предметно- развивающая среда математического содержания, которая включает в себя дидактические игры, демонстрационный и раздаточный материал, детская художественная литература, иллюстративный материал.

Процесс формирования математических представлений невозможен без развития речи, а одним из средств развития речи является фольклор (считалки, загадки, стихотворения, скороговорки, пословицы, поговорки).

Художественную литературу я широко использую при формировании у детей представлений о количестве и числе, форме, величине, пространстве и времени.

Например, использую загадки:

- в которых есть слова, связанные с понятием числа и цифры:

Восемь ног,

Как восемь рук,

Вышивают шелком круг (паук)

- связанные со сравнением множеств, величин, чисел:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море (река).

- загадки, связанные с временами года:

Пришла сестрица -

Снимай рукавицы,

Растопила белые мосты,

Я люблю ее, а ты (весна).

- с частями суток:

Наступает вслед за днем

Сумерки и тишина,

После солнечного дня

Наступает не спеша.

Кто же угадает,

Какое время суток наступает (вечер)

- с пространственными представлениями:

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней дали становятся ближе

И мир открываем мы с ней (дорога).

- раскрывающие свойства геометрических фигур:

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

Широко использую в работе скороговорки: "У четырех черепешат по четыре черепашонка";Все бобры добры до своих бобрят; Купила бабуся бусы Марусе. ; а также пословицы и поговорки (краткое изречение с назидательным смыслом) : "Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года", "Убил двух зайцев", "Семь пятниц на неделе".

Считалки рекомендую использовать с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке, а также развития временных представлений и т. д.

Раз-два, раз- два, раз-два-три!

Вслед за мною говори;

В понедельник, вторник, среду

В гости к бабушке поеду,

А в четверг и в пятницу

Санки к дому катяться.

За субботой воскресенье,

В этот день пекут печенье.

Раз-два, раз-два,раз-два-три!

Всю считалку повтори….

Как уже сказала ранее, мир детства не возможно представить без сказки.

Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя,

Они живут повсюду

И нам они друзья.

Задачи со сказочным сюжетом помогают связать знания с окружающей действительностью. Присутствие сказочного героя на занятиях придает обучению яркую эмоциональную окраску, что в свою очередь способствует более эффективному усвоению как литературного, так и математического материала. Сегодня сказка один из немногих способов, объединяющий взрослого и ребенка. Целью моей работы стала разработка системы познавательной деятельности, основанной на сюжетах сказок, направленных на ФЭМП дошкольников. Образовательный процесс с детьми строю в соответствии с разработанным алгоритмом: выделяется ведущая тема дня. Один раз в неделю ребенок "проживает" тему в разных видах деятельности с героями сказок, с учетом принципа интеграции нескольких образовательных областей. Организация образовательного процесса осуществляется в совместной деятельности педагога и ребенка, как специально организованной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Во время образовательной деятельности использую занимательный материал на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок.

Например: дети в течение дня встречаются с героями одной сказки.

УТРО. Сюрпризный момент - детей встречает внучка Маша, персонаж русской народной сказки "Три медведя". Я обращаю внимание вновь приходящих детей на то, что Машеньке сегодня нужна будет помощь. Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей.

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА "Путешествие по лесу" (продолжаем сюжет). Цель: поднять мышечный тонус детей, развивать воображение, упражнять в количественном счете, в сравнении предметов по величине. Дети во время ходьбы идут "по лесной тропинке", на которой разложены кубики разного размера. Дети должны по заданию педагога обойти 3 кубика маленького размера и 2 большие кубики и т. д.

В первой половине дня проводиться ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "Узнай героя сказки по описанию"- помогаем Машеньке узнать героев сказки. Так же я использую математический дидактический материал : блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера.

Организованная образовательная деятельность "МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ".

Предлагаю детям отправиться вместе с Машенькой в путешествие по сказкам "Три медведя", где они должны показать знания в счете, считая грибы в лукошке у Маши, уметь выделять основные признаки предметов (цвет, форму, величину) при сравнении двух или более предметов. Дети сравнивают миски трех медведей, размер и форму стола и стульев. Ширину предметов определяют по дорожкам к домику трех медведей, а высоту по деревьям, растущим рядом с избушкой. Таким образом, подобное развлечение помогает не только формировать элементарные математические представления, но и выявить знания детей, раскрыть их творческий потенциал.

ПРОГУЛКА. Вместе с Машенькой дети отправляются на прогулку. Проводим вместе с детьми наблюдения за деревьями на участке. Дети сравнивают деревья по высоте, считают их количество, закрепляется количественный счет. Детям предлагаю подойти к елке на соседнем участке, и найти под елкой шишки, которые потеряли медведи, считаем их. Еще на прогулке можно дать такое задание: нарисовать на снегу красками героев сказки. Это развивает также мелкую моторику рук, воображение и фантазию.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА "ГУЛЯЕМ ПО ЛЕСУ". По сигналу «медведь» дети разбегаются по разным направлениям, что позволяет развивать ловкость и ориентировку в пространстве.

2 ПОЛОВИНА ДНЯ. Гимнастика после сна "Прогулка в лес". Гигиенические процедуры. При расчесывании и заплетании волос у девочек. говорю потешку о Машеньке:

Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти коса до пят-

Все волосики в ряд.

Дети закрепляют понятие длины, развивают мышление, воображение.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ СКАЗКИ "ТРИ МЕДВЕДЯ" НА ДИСКЕ. Учим слушать сказку внимательно, после прослушивания отвечать на вопросы по содержанию.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Обыгрывание сюжета сказки "Три медведя" в свободной деятельности дает возможность детям проявить игровую самостоятельность, создает условия для творческого самовыражения с использованием элементов костюмов, масок.

ВЫВОД: использование художественной литературы позволяет детям получить более глубокие и прочные знания, преодолеть свою нерешительность, неуверенность. Сказочная форма образовательной деятельности создает у детей стойкий интерес к математическому развитию, дает возможность педагогу использовать детскую увлеченность для достижения поставленных целей.

В будущем буду продолжать использовать сказку для формирования познавательных математических интересов и интеллектуальных способностей детей.

Публикации по теме:

Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования Особенности развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования Детское творчество очень тесно связано с понятием «прекрасное»,.

Педагогическое сопровождение развития интереса и потребности у дошкольников в чтении художественной литературы Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления.

Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников 1 слайд Тема моей презентации: «Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников». Включает в себя следующие.

Речевое развитие (восприятие художественной литературы). Заучивание стихотворения В. Волина «Наша грядка» в старшей группе Заучивание стихотворения В. Волина «Наша грядка» Задачи. Расширять знания и представления детей об овощах. Развивать умение детей вслушиваться.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Восприятие художественной литературы в старшей группе 1 неделя: «Как на тоненький ледок», «Николенька- Гусачок»,»Уж я колышки тешу», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз». 2 неделя:.

Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь 1неделя 1. Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского 2. Поэзия. К. Бальмонт. «Осень» 3. Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей» 4. Поэзия. Е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 13:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Шаукятовна Якупова (УИ 905637) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД