ирина мелихова
Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора в старшей группе.
Цель: развивать умение пересказывать сказку с опорой на заместители.
Задачи.
Образовательные :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве.
2. Учить детей ассоциировать героя художественного произведения с определенным цветом.
3. Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости.
Развивающие:
1. Вспомнить героев сказок.
2. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать согласованно.
3. Развивать слуховое восприятие, внимание - помогать выразительно, с естественными интонациями рассказывать сказку.
4. Развивать связную речь.
Воспитательные :
1. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
2. Способствовать развитию, положительных эмоций при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Материал:
Разрезная картинка «Гуси лебеди»; конверт; воздушный шар; атрибуты для игры «Волшебный цветочек» (полянка, лепесточки); кружки красного, синего, белого, коричневого цвета; полоски белого, голубого цвета по количеству детей; фланелеграфы по количеству детей; тарелочки-подносики по количеству детей; компьтер; дидактическая-мультимединая игра «Четвертый лишний» (по сказкам).
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель : ребята посмотрите к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и скажем: «Доброе утро»!
Дети стоят в кругу.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера.
А теперь «выпустим» наше «Доброе утро» в нашу группу, (все дети протягивают ладошки дуют).
Ребята сегодня я предлагаю вам вспомнить сказку. А вот какую сказку мы узнаем когда посмотрим в волшебный конверт.
(открываем конверт)
Ой что это?
Вы представляете друзья
Был кощей вчера в гостях
Что наделал просто Ах.
Сказку всю он разорвал.
Карточки должны собрать
Сказку русскую назвать.
Кто поможет нам сказку собрать.
(выбираются два ребенка, они за столом складывают картинку со сказкой).
С остальными детьми воспитатель играет в игру «Волшебный цветочек»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети. Цветов.
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Ну что наши помощники справились с заданием.
Проводится анализ работы за столом. Уточняется сказка.
Правильно вспоминать мы будем русскую народную сказку «Гуси лебеди».
Ребята а как вы думаете что значит русская народная сказка?
Ответы детей
(ребята проходят на ковер, берут по фланелеграфу и тарелочке-подносику с условными обозначениями).
Воспитатель достает и раскладывает цветные кружки и предлагает детям распределить заместители между персонажами сказки. Дети договариваются, какой заместитель, вместо кого или вместо чего будет использоваться. Затем по предложению воспитателя ребенок начинает пересказывать сказку с опорой на заместители. По возможности пересказывается вся сказка или несколько эпизодов. После этого воспитатель задает 2-3 выдуманные ситуации по сюжету («Что было бы, если бы?», а дети придумывают разные варианты решений.
Перед этим занятием проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (Дети поочередно загибают пальчики.)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши).
Молодцы ребята как хорошо мы с вами вспомнили. Какую сказку?
Ответы детей
А теперь пришла пора отдохнуть нам детвора.
Физкультминутка.
Сказка даст нам отдохнуть
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
Ребята я предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний» (по сказкам).
Проводится мультимедийная игра на компьютере.
Ребята из предложенных героев сказок находят лишнего героя.
Молодцы ребята вы справились с заданием. Пришла пора отдохнуть нашим глазкам.
Проводится гимнастика для глаз.
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Какую мы с вами сегодня вспоминали сказку?
Ответы детей.
Ребята как вам понравилось наши игры.
Ответы детей
Что больше всего понравилось?
Ответы детей.
Мы все молодцы давайте друг другу похлопаем.