Елена Яшкова
Педагогическая гостиная «Влияние народного фольклора на развития личности ребенка. Его роль в домашнем воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Влияние народного фольклора на развития личности ребенка. Его роль в домашнем воспитании».
На протяжении многих веков малые фольклорные формы являются областью народного творчества. Потешки, веселые прибаутки, пословицы и поговорки хранят в себе древние традиции, обычаи, основные принципы взаимоотношений людей как между собой, так и с природой и миром в целом. Все это передаётся из поколения в поколение и наполнено мудростью и любовь.
Публикация «Педагогическая гостиная „Влияние народного фольклора на развития личности ребенка, Его роль в домашнем воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Использование малых фольклорных форм в раннем детстве помогает взрослым легко установить эмоциональный контакт с малышом. Ребенку в этот период, как правило, многие слова, которые говорит взрослый, непонятны, но он чувствует ритмичность слова, эмоциональную окраску с который взрослый произносит слова. Потешки, поговорки, прибаутки создавались с целью передачи определенных отношений, ощущений, чувств. Говорить с ребенком на уровне ощущений и чувств - значит говорить с ним на языке детства. Незатейливые по содержанию и простые по форме - таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и оказывают воспитательное воздействие. Ребенок впитывает правила поведения, принятые в человеческом сообществе. Почему «этому пальчику» сорока - белобока каши не дала? Потому что он дров не рубил, печку не топил, воду не носил. Фольклор содержит простые истины человеческого существования.
Знакомство с фольклором развивает у малышей интерес к окружающему миру, традициям и народным обычаям, развивает речь и обогащает знания и природе, формирует культуру. Эмоциональное взаимодействие, которое происходит во время игры, телесный контакт матери и ребенка создают базу для доверительного отношения с миром. Это тот эмоциональный фундамент, на который ребенок будет опираться в будущем в те минуты жизни, когда будет трудно.
Сочетание потешек с подвижными, тактильными играми помогает ребенку распознавать свое тело, научиться ориентироваться в пространстве, развить координацию движений. Сочетание возникающих ощущений от телесной взаимодействия с эмоциональным восприятием потешек, позволяет ребенку на учиться распознавать различные ощущения в своем теле, придавать им символическое значение, облекать их в слова. Так посредством двигательной активности, ребенок постепенно учится координировать свои движения, управлять телом, развивается и мелкая моторика и интеллект ребенка в целом. Развивается и эмоциональная сфера малыша, что так важно в раннем возрасте. Потешки и приговорки являются неотъемлемой частью игры, приносят много радости детям и взрослым. Существует много игр на основе малых фольклорных форм, предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
ИГРЫ-ПОТЕШКИ
Топочет, топочет по саду косолапый мишка,
(по ладошке ребенка постучать пальчиками)
Один шажок, другой шажок
И пощекочет под мышкой.
Кружит, кружит по саду косолапый мишка,
(на другой ладошке рисовать круги).
Один кружок, другой кружок
И пощекочет под мышкой.
* * *
На зеленом, на лугу стоит чашка творогу, (сложить ладошки чашечкой) Прилетели две тетери, поклевали, (поклевать ладошку) улетели.
Шу, на головку сели.
* * *
На поляне дом стоит.
(сложить руки домиком).
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем (широко развести руки)
И всех в гости приглашаем. (зазывать гостей)
* * *
Наши пальчики играли,
в кулачки их убирали
(сжимать ручку в кулачок, раскрывать)
1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять.
(разгибать по одному пальчику)
Этот пальчик побежал, этот пальчик побежал,
Этот пальчик побежал, этот пальчик побежал,
Ну а этот поскакал.
* * *
Наши пальчики играли,
в кулачки их убирали
(сжимать ручку в кулачок, раскрывать)
1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел, этот пальчик гриб нашел,
Этот резал, этот ел, ну а этот лишь смотрел
* * *
Наши пальчики играли,
в кулачки их убирали
(сжимать ручку в кулачок, раскрывать)
1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять.
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папа, этот пальчик мама.
А этот маленький пальчик - Я.
(то же самое можно приговаривать,
перебирая пальчики на ножках).
* * *
Вот кулак.
А вот ладошка.
На ладошку села кошка, поцарапалась немножко.
И пошла мышку, искать. Мышка, ты где?
(пальчиками пройтись по руке ребенка к плечу)
Спряталась подмышкой (пощекотать).
Когда вы умываете своего ребенка, обыграйте эту ситуацию при помощи
потешки.
* * *
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Расчесывая не послушные волосы, проговаривайте
* * *
Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосаньки в ряд.
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся.
Укладывая ребенка спать, не забудьте спеть ему колыбельную.
* * *
Баю - баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам - под осинку,
Алеше - на перинку.
Баю - бую, Лешенька,
Засыпай скорешенько!
Играйте с удовольствием!
Рекомендации родителям.
Существует много игр для развития мелкой моторики, но многое вы можете придумать и сами. Очень хороши для этого различные сборные игрушки : пирамидки, матрешки, разборные машины, различные конструкторы и мозаики где ребенок действует рукой и пальцами. Пусть ваши дети чаще лепят снежки, рисуют пальцем на снегу и влажном песке, лепят из пластилина и рисуют на бумаге. Не забывайте что следует регулярно упражнять ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и завязывать шнурки. Такие не хитрые приемы самообслуживания оказывают благотворное влияние на развитие мелкой моторики и координации.
Поиграйте с ребенком в различные театры с пальчиками. Пальцы могут разжиматься и сжиматься, показывать большие и маленькие «мячи», могут растопыриться, «бегать» по столу, изоразать животных: «коза», «петух»,» собака» и т. д. Игры пальцами очень заразительны. Ребенок получит от этого удовольствие и сможет открыть для себя много новых понятий например, как «вниз», «вверх», «много», «мало» и т. д. Игры с пальчиками помогут развивать у ребенка и чувство ритма (топают и здороваются в определенном темпе, бегут, торопятся)
Но никогда не принуждайте детей к участию в игре!
Начните играть сами, и увидите как дети подключатся к вашей игре. Играйте с удовольствием!