Приложение МААМ

Из опыта гендерного воспитания. Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников

Светлана Нургалиева
Из опыта гендерного воспитания. Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Книга – для мальчика, книга – для девочки для гендерного воспитания.

В настоящее время многие дошкольные учреждения выстраивают педагогический процесс с учетом гендерного воспитания детей. Чего при этом может добиваться педагог? Во-первых, способствовать гендерному самоопределению, то есть формировать у ребенка устойчивое представление: я – девочка, я – мальчик. Во-вторых, воспитывать правильное полоролевое поведение. В-третьих, влиять на гендерную социализацию детей, под которой понимается усвоение норм и правил поведения согласно представлениям о роли, положении в обществе и предназначении мужчины и женщины.

Публикация «Из опыта гендерного воспитания, Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников» размещена в разделах

Одна из главных задач гендерного воспитания – улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Существует мнение, что ребенок автоматически скопирует свою гендерную роль. Это не совсем так. Зачастую дети не имеют соответствующего их полу образца полоролевого поведения: например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами.

Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребенка? Заменить отсутствующее мужское-папино или женское-мамино влияние на ребенка никто не сможет, но заполнить некоторые пробелы, пожалуй, возможно. Ведя поиск путей и способов гендерного воспитания дошкольников, мы натолкнулись на идею использования художественной литературы. Восприятие (чтение и слушание) произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя).

Мы подобрали художественную литературу, разделив ее на две группы: о мальчиках и о девочках. Такое разделение позволяет в течение года в средней группе уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли.

Тема Мальчики Девочки

Детство («Мальчишки и девчонки»)

Н. Носов «Живая шляпа»; М. Зощенко «Показательный ребенок»; Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров». А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке»; А. Усачев «Солидная дама»

Неправильные поступки В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Мишкина каша» Л. Пантелеев «На море (из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»)

Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины Русские народные сказки: «Жихарка», «Мужик и медведь» Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»(глава из книги «Солнечный денек»); Ш Перро «Красная шапочка»; русская народная сказка «Привередница»(обраб. В. Даля); русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; В Осеева «Волшебная иголочка»

Мужской и женский труд С. Михалков «Три поросенка»; русские народные сказки «Чудесные лапоточки», «Про Иванушку-дурачка» (обраб. М. Горького) Русская народная сказка «Снегурочка»; Ю. Тувим «Овощи»

Семья – союз мужчины и женщины Русская народная сказка «Журавль и цапля»; отрывки из повести А. -К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик»; А. Плещеев «Зимний вечер»

Мальчики и девочки – будущие мамы и папы А. -К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»; С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Ты на свете лучше всех»; А. Плещеев «В бурю»

«Журавль и цапля»

Для детей средней группы

Задачи: Учить эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание, представлять образы персонажей, обогащать речь эпитетами, раскрыть понятие «семья».

Материал: Книга со сказкой «Журавль и цапля»; карточки с изображением журавля и цапли (по две на каждого ребенка); крупные фигурки либо картинки с изображением журавля и цапли; две корзинки.

Ход работы

Воспитатель. Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку «Журавль и цапля» (читает). Понравилась сказка? (ответы детей). А в какое время года происходит действие в сказке (ответы)

Воспитатель. А что означают слова «гнезда вить, семьями жить»? (ответы) Верно! Гнездо вить – значит строить общий дом, жить семьями, то есть не одному, а вместе. Мужчина и женщина, принимая решение жить вместе, создают семью. Как в сказке называют цаплю?

Дети. Сударушка

Воспитатель. Правильно. Так ласково в давние времена называли на Руси женщин. Ну, а журавль в нашей сказке – мужчина. Почему он решил пойти к цапле? Что он решил ей предложить? (Ответы) Цапля согласилась на предложение журавля «жить вместе, быть хозяюшкой в их общем доме? (Ответы детей). Что цапле не понравилось в журавле? (ответы детей). Удалось ли журавлю и цапле создать семью? Почему? (ответы детей)

Воспитатель. Теперь проверим вашу внимательность! Я буду называть слова из сказки, а вам нужно вспомнить, о ком я говорю, и поднять соответствующую карточку.

Сидит в кочкарнике долгоносая-долгоносая. (Цапля)

Зовут щегольком, ходит с хохолком. (Журавль)

Платье короткое и пешком гуляет. (Журавль)

Этакая нервная. (Цапля)

Воспитатель. Теперь я предлагаю вам набор предметов, которые нужно разложить по двум корзинкам. В одну – то, что используют в хозяйстве мужчины, в другую – женщины. (Три девочки отбирают предметы для женщин, три мальчика – для мужчин).

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников» (на экране висит 1 слайд с названием.

Чтение художественной литературы как средство трудового воспитания «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,.

Концепция гендерного воспитания дошкольников Условия реализации концепции гендерного воспитания дошкольников. Давайте поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях ДОУ.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании ребенка» Каждый родитель знает, что воспитание ребенка начинается с первых минут его жизни. Ребенок в столь юном возрасте не может говорить, но.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через чтение художественной литературы МКДОУ «Зеледеевский детский сад «Сказка» План работы по самообразованию 2015–2017 гг. тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Особенности развития математических способностей дошкольников посредством восприятия художественной литературы Восприятие художественного произведения - очень сложная внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание,.

Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников 1 слайд Тема моей презентации: «Чтение художественной литературы как одно из средств развития речи дошкольников». Включает в себя следующие.

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературыПроект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературы Актуальность проекта обусловлена проблемой патриотического воспитания в наши дни. Детская художественная литература как нельзя более подходит.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. В наш век информационных технологий, изменилось отношение людей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта гендерного воспитания. Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 19:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта гендерного воспитания. Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нургалиева (УИ 185615) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД