Светлана Нургалиева
Из опыта гендерного воспитания. Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Книга – для мальчика, книга – для девочки для гендерного воспитания.
В настоящее время многие дошкольные учреждения выстраивают педагогический процесс с учетом гендерного воспитания детей. Чего при этом может добиваться педагог? Во-первых, способствовать гендерному самоопределению, то есть формировать у ребенка устойчивое представление: я – девочка, я – мальчик. Во-вторых, воспитывать правильное полоролевое поведение. В-третьих, влиять на гендерную социализацию детей, под которой понимается усвоение норм и правил поведения согласно представлениям о роли, положении в обществе и предназначении мужчины и женщины.
Публикация «Из опыта гендерного воспитания, Значение художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Одна из главных задач гендерного воспитания – улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность. Существует мнение, что ребенок автоматически скопирует свою гендерную роль. Это не совсем так. Зачастую дети не имеют соответствующего их полу образца полоролевого поведения: например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами.
Кто же может стать образцом гендерного поведения для ребенка? Заменить отсутствующее мужское-папино или женское-мамино влияние на ребенка никто не сможет, но заполнить некоторые пробелы, пожалуй, возможно. Ведя поиск путей и способов гендерного воспитания дошкольников, мы натолкнулись на идею использования художественной литературы. Восприятие (чтение и слушание) произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя).
Мы подобрали художественную литературу, разделив ее на две группы: о мальчиках и о девочках. Такое разделение позволяет в течение года в средней группе уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли.
Тема Мальчики Девочки
Детство («Мальчишки и девчонки»)
Н. Носов «Живая шляпа»; М. Зощенко «Показательный ребенок»; Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров». А. Введенский «О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке»; А. Усачев «Солидная дама»
Неправильные поступки В. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Мишкина каша» Л. Пантелеев «На море (из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»)
Мальчики и девочки – будущие мужчины и женщины Русские народные сказки: «Жихарка», «Мужик и медведь» Л. Воронкова «Как Аленка разбила зеркало»(глава из книги «Солнечный денек»); Ш Перро «Красная шапочка»; русская народная сказка «Привередница»(обраб. В. Даля); русские народные сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; В Осеева «Волшебная иголочка»
Мужской и женский труд С. Михалков «Три поросенка»; русские народные сказки «Чудесные лапоточки», «Про Иванушку-дурачка» (обраб. М. Горького) Русская народная сказка «Снегурочка»; Ю. Тувим «Овощи»
Семья – союз мужчины и женщины Русская народная сказка «Журавль и цапля»; отрывки из повести А. -К. Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик»; А. Плещеев «Зимний вечер»
Мальчики и девочки – будущие мамы и папы А. -К. Вестли «Аврора из корпуса «Ц»; С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Ты на свете лучше всех»; А. Плещеев «В бурю»
«Журавль и цапля»
Для детей средней группы
Задачи: Учить эмоционально воспринимать сказки, понимать их содержание, представлять образы персонажей, обогащать речь эпитетами, раскрыть понятие «семья».
Материал: Книга со сказкой «Журавль и цапля»; карточки с изображением журавля и цапли (по две на каждого ребенка); крупные фигурки либо картинки с изображением журавля и цапли; две корзинки.
Ход работы
Воспитатель. Сегодня я прочитаю вам русскую народную сказку «Журавль и цапля» (читает). Понравилась сказка? (ответы детей). А в какое время года происходит действие в сказке (ответы)
Воспитатель. А что означают слова «гнезда вить, семьями жить»? (ответы) Верно! Гнездо вить – значит строить общий дом, жить семьями, то есть не одному, а вместе. Мужчина и женщина, принимая решение жить вместе, создают семью. Как в сказке называют цаплю?
Дети. Сударушка
Воспитатель. Правильно. Так ласково в давние времена называли на Руси женщин. Ну, а журавль в нашей сказке – мужчина. Почему он решил пойти к цапле? Что он решил ей предложить? (Ответы) Цапля согласилась на предложение журавля «жить вместе, быть хозяюшкой в их общем доме? (Ответы детей). Что цапле не понравилось в журавле? (ответы детей). Удалось ли журавлю и цапле создать семью? Почему? (ответы детей)
Воспитатель. Теперь проверим вашу внимательность! Я буду называть слова из сказки, а вам нужно вспомнить, о ком я говорю, и поднять соответствующую карточку.
Сидит в кочкарнике долгоносая-долгоносая. (Цапля)
Зовут щегольком, ходит с хохолком. (Журавль)
Платье короткое и пешком гуляет. (Журавль)
Этакая нервная. (Цапля)
Воспитатель. Теперь я предлагаю вам набор предметов, которые нужно разложить по двум корзинкам. В одну – то, что используют в хозяйстве мужчины, в другую – женщины. (Три девочки отбирают предметы для женщин, три мальчика – для мужчин).