Анастасия Анатольевна Кобякова
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологий в работе учителя-логопеда
Здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя - логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, которые страдают нарушением речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления старшего школьного возраста. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции учителя - логопеда, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
На логопедических занятиях я использую традиционные приемы здоровьесберегающих технологий :
- Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, физкультминутки.
- Применение игр и упражнения на развитие эмоциональной сферы, развитие мелкой моторики пальцев рук, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.
Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.
На своих логопедических занятиях использую дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова – автор ряда дыхательных упражнений для борьбы с болезнями дыхательных путей. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – это комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос. Одними из достоинств этой методики являются ее доступность и простота.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания ребенка. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется уже имеющийся у ребенка словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Соблюдая здоровьесберегающие приемы на логопедических занятиях, я не могу забыть о коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников. Поэтому на своих занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный фон, использую:
- установление зрительного контакта;
- мимические средства общения (улыбка, доброжелательное выражение лица);
- просодические средства (т. е. интонационно выразительные голосовые реакции);
- жесты, движения (например, игровые моменты);
- совместное выполнение начала каких-либо упражнений и заданий;
- сосредоточение внимания на даже небольших успехах ребёнка и поощрение его;
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; пробуждается интерес к процессу чтения и письма, развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к школе.