Елена Гулидова
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Работая не первый год учителем - логопедом, признаю, что существует немало методик обучению здоровому образу жизни. Но их общим недостатком является субъективно- объективный подход: учитель поучает, а ребенок, словно пустой сосуд, должен наполняться под мудрым взором педагога полезными знаниями о том, как быть здоровым. Такой подход абсолютно не подходит для воспитания у детей ответственного отношения к собственному здоровью.
Исследования показывают, что у всех детей, даже у самых маленьких, есть свой опыт в данной области, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя.
Поэтому чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, я выступаю не в роли ментора, а стараюсь стать, партнером ребенка, сотрудничая с ним, признавая его право иметь полезные идеи и взгляды на самого себя, право на здоровье и ответственность за него. Только так я стараюсь найти подходы, которые помогают понять, как дети видят мир. Ищу и разрабатываю такие формы обучения и воспитания, которые могут принять современные дети и именно они отвечают их потребностям.
Анализируя свою работу я сделала вывод, что нынешние дошкольники способны самостоятельно не только ставить и формулировать цели для себя, но и воплощать их на практике. Дети эпохи Интернета информированы не хуже учителя. Возникает вопрос, как им отделить зерна от плевел с их небогатым жизненным опытом?
Главным в моей работе считаю, совместную, сотворческую деятельность с детьми, именно это помогает понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, чтобы они еще хотели узнать, сделать, чтобы помочь своему здоровью и здоровью других людей.
Весьма актуальными стали для меня задачи:
1) Стать организатором совместного творчества детей, их родителей, которое помогало бы каждому подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области;
2) Активное вовлечение дошкольников во образовательную, кружковую, творческую деятельность по здоровьесбережению;
3) Проведение реорганизации способов, приемов и технологий учебно-познавательного процесса, направленных на повышение резервных возможностей воспитанников;
4) Сбор и применение на индивидуальных и подгрупповых занятиях интересного и поучительного опыта в области формирования здорового образа жизни детей, эффективно работающие методики, идеи, программы, сценарии.
Считается, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса.
Основными приоритетами для меня, как педагога здоровья стали основные направления профессиональной педагогической деятельности по освоению навыков проектирования и отслеживания здоровьетворящего образования :
1. Ориентация на личность. Комплексное изучение личности ребенка,
выявление его реальных возможностей, выбор оптимального направления
дошкольника.
2. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
3. Опора на оптимальные формы психолого- медико- педагогического взаимодействия, направленного на облегчение образовательной деятельности недомогающих детей и профилактику дидактических заболеваний.
5. Педподдержка. Своевременная дифференцированная коррекционная помощь.
6. Обеспечение свободы в ориентировочно- поисковой деятельности и произвольно- моторной сфере, применение сенсорно-стимульного разнообразия для органов чувств.
7. Обеспечение эмоционально здоровой настроенности ребенка. Гуманизация отношений. Создание ситуаций выбора и успеха, помощь в повышении самооценки и веры в свои силы.
8. Обучение основам самосовершенствования.
9. Обучение способам психосаморегуляции, формирование резервов психической адаптации.
10. Творчество - как ведущий фактор реабилитации и развития личности.
12. Среда жизнедеятельности, способствующая не только нормальному развитию детей, но и их оздоровлению.
13. Актуализация у занимающихся потребности в здоровом образе жизни, умения и решимости творить свое здоровье своими руками и за счет своих внутренних, а не за счет чужих и внешних условий и усилий.
14. Педагогизация воспитательной среды в микрорайоне: неразрывная связь с семьей, учреждениями начального образования по всем направлениям профессионально- педагогической деятельности по освоению навыков отслеживания здоровьетворящего образования.
Цель здоровьесберегающей технологии, которую я использую на своих занятиях - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Воспитать физически, духовно, нравственно социально, здоровую личность, помогают мне следующие здоровьесберегающие приемы в обучении :
Артикуляционная гимнастика.
Биоэнергопластика.
Дыхательная гимнастика.
Развитие мелкой моторики.
Массаж и самомассаж.
Развитие общей моторики.
Упражнения для профилактики зрения.
Игры и упражнения на развитие высших психических функций.
Я считаю, что одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.
Артикуляционная гимнастика в совокупности специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов, направлена на выработку правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
) Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Цель: развитие координации движений, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
По данным Ястребовой А. В. и Лазаренко О. И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Работу я строила поэтапно.
На первом занятии познакомила детей с упражнениями для губ, языка и челюсти по стандартной методике, тренировала их в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом я, демонстрировала упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
На третьем-четвертом занятии учила детей подключать к артикуляции движение кисти ведущей руки. Таким образом, ребенок выполнял артикуляционное упражнение или удерживал позу и одновременно движением обеих рук имитировал, повторял движение артикуляционного аппарата.
Очень важно научить ребенка правильному дыханию, так как дыхание энергетическая основа нашей речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, выразительно и четко. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. В своей работе использую разнообразные игры и упражнения: «Посади бабочку на цветок», «Сдуй снежинку», «Остуди чай», «Поддувалочка». Можно произнести скороговорки, например:
-Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Не жалела мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Развитие мелкой моторики у дошкольников играет немало важную роль. Она выступает как одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.
Для развития мелкой моторики пальцев рук, использую разнообразные игры и упражнения: «Пальчиковые ходилки», «Собери узор», «Пальчиковые шаги» и другие.
Уверена, что массаж и самомассаж во время занятий играет не мало важную роль для стимулирования и оптимизации воздействия на различные точки организма. В своей работе я использую : су – джок терапию, массаж и самомассаж лицевых мышц, массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Развитие крупных мышц начинается вскоре после рождения ребенка. Сначала развиваются мышцы, отвечающие за движения глазами, потом за повороты головой и кроха может удерживать, а затем и вращать головой. Потом развитие мышц постепенно опускается вниз: плечи и руки (ребенок поднимается на локтях, туловище (малыш осваивает повороты со спины на живот и наоборот, ноги (садиться, ползает и идет, наклоняется, прыгает). И все это крупная моторика. Без нее ребенку будет невозможно выполнять какие-либо мелкие движения. В связи с этим сложно недооценить важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста.
В развитии общей моторики я использую: двигательно-речевые, подражательные, оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Такие физпаузы, хотя и занимают немного времени( 1,5-2 мин., прекрасно снимают начальные признаки утомления, сохраняют высокую работоспособность, повышают двигательную активность детей.
Профилактика зрения играет не маловажную роль в развитии детей имеющих речевую патологию. Для профилактики зрения мною используются наглядно – дидактический материал, позволяющий снимать мышечное напряжение глаз, вызывает эмоциональный подъем. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3 – 5 минут.
Для гармоничного развития дошкольников и достижения результатов в короткие сроки, немаловажную роль играет развитие и активизация высших психических функции с помощью различных игр и упражнений, например: «Собери целое из частей», «Четвертый лишний» и другие.
Свою работу я выстраиваю не только через занятие, но и проектную деятельность: проект «Чудо – Язычок» помог мне доступно и в игровой форме познакомить ребят с органами артикуляционного аппарата. В ходе проекта все индивидуальные и подгрупповые занятия сопровождал герой Чудо-Язычок, предлагая различные задания. Затем мы коллективно придумали сказку о Язычке и проиллюстрировали ее. Создав красочную книгу о «Приключениях Чудо – Язычка». Все это помогает мне более плодотворно работать, добиваться высоких результатов по формированию у дошкольников решимости творить свое здоровье за счет своих внутренних резервов.