Екатерина Игоревна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время отмечается снижение показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. И если мы внимательно прочитаем Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", а именно задачи стандарта, то увидим что приоритетом в нашей работе должны быть : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка (в том числе ограниченных возможностей здоровья); формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Опираясь на Стандарт дошкольного образования и данные диагностики нашего детского сада, использовать здоровьесберегающие технологии должны не только педагоги, но и узкие специалисты. В своей работе с детьми с речевой я практикую такие технологии и приёмы коррекционной работы, которые направлены на сбережение здоровья детей; изучение индивидуальных возможностей организма; обучение приемам психической и физической саморегуляции.
Коррекционная работа логопеда предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и общей, мелкой моторики, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, а также личностных особенностей ребенка (речевой негативизм, фиксацию на дефекте, невротические реакции).
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В своей логопедической практике применяю как традиционные методы (артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, физминутки, мышечная релаксация, логоритмика, дыхательная гимнастика и т. д., так и нетрадиционные методы по коррекции речевой патологии у детей (кинезиологические упражнения, Су-Джок терапия, песочная терапия, артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой).
Итак, разберем все здоровьесберегающие компоненты подробнее.
Артикуляционная гимнастика
Ни для кого ни секрет, что качество и периодичность выполнения гимнастики для языка напрямую влияет на результат логопедической работы. Гимнастика помогает выработать объем, точность, силу, темп, переключаемость артикуляционных движений, необходимый для постановки и автоматизации звуков. Но каждодневное выполнение гимнастики утомляет детей, надоедает, поэтому я использую в своей работе 5 основных комплексов гимнастики:
1) Пособие для гимнастики с картинками и стихами, систематизированный мной на каждую группу звуков, с подробным описанием каждого упражнения;
2) «Логокубики» на каждый звук, на которых изображены только картинки к упражнениям, и ребенок называет упражнение и выполняет его по памяти;
3) «Сказка для язычка: в гостях у бабушки», где все инструкции к выполнению упражнений выражены в стихотворной форме, ребенок слушает и выполняет задание вслед за логопедом;
4) Пособие «Веселая артикуляционная гимнастика» Нищевой Н. В., со стихотворным сопровождением и красочными картинками
5) Пособие «Опосредованная артикуляционная гимнастика» Репиной З. А., помогает в работе с маленькими детьми, которые с затруднением выполняют инструкцию или не имеют навыка усидчивости на занятии;
6) а также использую в работе «Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой» Бушляковой Р. Г. Согласно этой технологии движения артикуляционной гимнастики выполняются синхронно с движениями пальцев и кистей рук, что активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве.
Пальчиковый игротренинг
Учеными доказано, что стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. К этому здоровьесберегающему компоненту относится:
1) Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек. Наши бабушки, мамы играли со своими детьми с помощью народных потешек, и сами того не зная, развивали мелкую моторику и речь детей. Мы можем вспомнить «Сороку-белобоку», «Моя семья», «Братья», «Ладушки, ладушки», «Апельсин».
2) Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения. Это движения пальцев рук выполняемые по показу, например упражнения: «Пальчики здороваются», «Игра на рояле», «Дети бегут».
3) Динамические и статические упражнения с речевым сопровождением, в стихотворной форме. Это общепринятые упражнения «Капуста», «ЗамОк», «Дом», «Кошка» и т. д.
4) Игры с предметами домашнего обихода
Сейчас очень популярны стали игры с нетрадиционными материалами, все что под рукой может пригодится для развития тонкой моторики рук. В своей же работе для того, чтобы пальчиковая гимнастика проходила разнообразно, эмоционально-приятно и динамично, использую : шнуровки, сухие бассейны с крупами, зубные щетки, шестигранные карандаши, грецкие орехи, сосновые шишки, прищепки, пуговицы, массажные шарики, бигуди, шерстяные клубки и нитки.
5) Су – Джок терапия
Эта форма работы давно заняла свою нишу в коррекционной работе педагогов разной направленности. Ее основная задача – нормализовать мышечный тонус, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Стимулирование активных точек рук провожу с помощью шариков Су-Джок, массажных мячиков, грецких орехов, сосновых шишек, колючих валиков, расчесок. Для стимуляции активных точек стоп использую резиновый коврик для массажа с ребристой поверхностью.
6) Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия)
Во время выполнения этих упражнений у ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении. Задания направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. В работе с детьми использую такие упражнения, как: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Зайчик-козочка-колечко», «Ухо-нос», «Замок».
Физкультурные минутки
Для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников в середине занятия использую физкультминтуки. Начиная с раннего возраста детям очень нравятся подражательные и двигательно–речевые физминутки, то есть выполнение движений под небольшие стихи.
Логоритмические упражнения
В этих упражнениях дети учатся соотносить речь с движениями, вырабатывают правильное речевое дыхание, воспитывают ритмическую сторону речи и движений, формируют навык использования разного темпа движений и речи. В работе очень помогают разработки И. Л. Лебедевой «Лекарство для дракона», «Хитрая лиса», «Золотая сказка», «Лев и мышонок» и др. ; также использую методическое пособие «Логоритмические занятия в системе ДОУ» В. Т. Таран; «Логоритмические занятия» М. Ю. Картушиной.
Мышечная релаксация
Сейчас все чаще стали встречаться гиперактивные дети. Отмечается рассеянное внимание, быстрые и резкие движения рук, проглатывание окончаний и целых слов во время высказывания, гипертонус всех мышц тела. В работе с такими детьми важно использовать массаж, я провожу его сама или обучаю детей приемам самомассажа лица, рук. Также включаю в работу мышечную релаксацию под спокойную музыку. Упражнения для релаксации способствуют также расслаблению, снятию напряжения.
Дыхательная гимнастика
Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха помогает гимнастика Стрельниковой А. Н., пособие «Кто в домике живет», «Вулкан Везувий», «Метелочки», «Дудочки», «Воздушный боулинг».