Александра Крылова
Современные технологии взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях, когда родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, задача дошкольного учреждения состоит в воодушевлении родителей на работу с детьми. Педагоги детского сада должны способствовать развитию не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя при условии его косвенного или непосредственного участия в жизни ребенка в ДОУ.
Публикация «Современные технологии взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда с семьей» размещена в разделах
Работа с семьёй – важный аспект моей работы. Убеждена, что без сотрудничества педагога с родителями невозможно решать вопросы воспитания, развития ребёнка, коррекции. Сотрудничество с родителями строю на принципах диалога, доверия, партнёрства; с учётом структуры традиций и педагогической компетенции семьи.
Развитие отношений с семьей строю на основе использования традиционных и нетрадиционных форм работы: анкетирование, дни открытых дверей, практикумы, мастер-классы, консультации, беседы, тренинги и др., где они получают практические советы и рекомендации.
Одной из самых популярных форм работы с родителями остаются родительские собрания. Совместно с воспитателями, тифлопедагогом и другими специалистами ДОУ проводим родительские собрания несколько раз в год.
Собрания делятся на следующие группы:
1. Общие собрания для родителей. Проводятся 2 раза в год (октябрь, май).
2. Групповые собрания (для родителей одной возрастной группы). Обсуждаются вопросы связанные с педагогическими, логопедическими и психологическими проблемами воспитания и коррекции детей данной возрастной группы.
3. Микрогрупповые собрания (рассмотрение конкретного вопроса, проблемы, аспекта в работе с детьми).
4. Заочные родительские собрания. Такие собрания проводятся с целью решения текущих организационных вопросов. Родительский комитет обсуждает проблему с каждым родителем, за тем решение вывешивается на доске объявлений в форме протокола.
Большую популярность в ДОУ приобрел «Родительский клуб» для родителей всего детского сада, в котором принимаю активное участие. Участвуя в клубе, родители узнают о коррекционной работе, игровых приемах в работе с ребенком, проблемах в речи и их устранении и многие другие интересующие их вопросы.
Такие собрания всегда сопровождаю игровыми ситуациями и играми. Они способствуют снятию монотонности родительского собрания, служат средством переключения внимания и могут быть использованы как мостик для перехода к другому виду деятельности.
Раздевальные комнаты детского сада оснащены стендами «Советы логопеда», позволяющие настроить и привлечь внимание родителей к проблеме речевого развития ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений. На стендах размещен разнообразный консультативный материал, который меняется мной ежемесячно.
Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагогов несет в себе сайт детского сада. На дошкольном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного и коррекционного процесса в ДОУ, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. В связи с этим, систематически размещаю консультации для родителей на сайте детского сада.
Практикую совместную работу с родителями в социальной сети, где родители, могут задать интересующие их вопросы.
С 2010 года осуществляю работу с детьми-инвалидами, обучающимися на дому.
Домашнее обучение - вариант обучения детей с ОВЗ, при котором педагоги (воспитатели, специалисты) ДО посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
Важнейшую роль в воспитании, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации особенных детей имеющих инвалидность выполняет его семья. Родители, у которых есть такие дети, особенно остро сталкиваются с проблемами в решении материально-бытовых, жилищных, психологических проблем, а так же проблем связанных с медико-социальной реабилитацией ребенка. В результате чего, они, испытывают потребность в расширении своих социальных контактов со специалистами различных учреждений и организаций.
Таким образом, семья, в которой есть особенный ребенок, имеющий инвалидность, нуждается в особой защите и помощи компетентных специалистов.
Основные направления моей работы с родителями детей с ОВЗ обучающихся на дому:
- помощь в решении личных проблем родителей, связанных с появлением ребенка, имеющего проблемы в развитии: оптимизация психологического климата в семье, развитие уважения к ребенку, веры родителей в собственные силы;
- информирование и консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка – инвалида в семье, помощь в адекватной оценке возможностей ребенка;
- выработка адекватной стратегии и тактики его воспитания в семье, содействие установлению правильных детско - родительских отношений;
- обучение приемам взаимодействия с ребенком, способствующим его развитию.
Опыт работы с детьми с ОВЗ показывает положительную роль коррекционной работы, особенно в тех случаях, когда активным участником этой работы становится родители, хорошо ориентированные в проблемах своего ребенка.
В работе с семьей я использую разные формы, которые сближают педагога и родителей, помогают определить оптимальные пути воздействия в коррекционном и воспитательном влиянии на ребенка.
Основные формы работы с родителями:
1. Индивидуальные беседы
3. Консультации
4. Тренинги для семьи
4. Организация совместной деятельности родителей и детей
– привлечение родителей к посещению детских праздников в ДОУ;
– привлечение родителей к участию в детских конкурсах и выставках.
На мой взгляд в основе взаимодействия семьи и педагога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса:
- родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимают и налаживают взаимоотношения;
- педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения;
- дети, оказавшиеся в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее и, в конечном итоге, успешнее.
Моя задача состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Литература:
1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. -2009г.
2. Афонькина Ю. А., Терехова З. М. Обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому. – Мурманск, 2006г.
3. Верещагина Н. В. Особый ребенок в детском саду. СПб., 2009г.
4. Давыдова О. И., Майер А. А. Как эффективно использовать технологии фасилитации на родительских собраниях в ДОО. М. -2014г.
5. Мастюкова Е. М., Москвина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004