МААМ-картинки

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Надежда Шинкарева
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Шинкарева Н. П.

г. Мичуринск МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №16 «Колокольчик»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия). Усилия работников ДОУ должны быть направлены на оздоровление ребёнка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Педагогам необходимо применять здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей в детском саду.

В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, выбора форм, методов и технологий, направленных на укрепление и сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми нарушениями - дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Многие дети имеют неврологические нарушения, что приводит к мозговым дисфункциям. Воспитанники логопедических групп характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Эти ребята довольно быстро утомляются, утомление сказывается на общем поведении ребёнка, на его самочувствии. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, нарушение познавательной деятельности. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с этим их работоспособность резко меняется.

Соответственно возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей в процессе работы учителя-логопеда и возникает необходимость использования здоровьесберегающих образовательных технологий при проведении комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В работе с детьми я применяю различные здоровьесберегающие технологии. Они тесно перекликаются с целями и задачами каждого занятия, этапа коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает улучшить подвижность артикуляционных органов, их кровоснабжение и иннервацию (нервную проводимость); укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Артикуляционную гимнастику я провожу традиционно на занятиях по коррекции звукопроизношения, рекомендую определенные комплексы для работы воспитателей, провожу семинары-практикумы для родителей, чтобы они также могли заниматься с ребенком дома по заданию логопеда.

Известно, что тренировка тонких движений пальцев играет стимулирующую роль в развитии артикуляционной моторики. Поэтому в работе применяю метод биоэнергопластики – содружественное взаимодействие руки и языка. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, ОНР. Удобен этот вид работы так же тем, что к традиционным упражнениям артикуляционной гимнастики можно подобрать движение руки и обыграть его в соответствии с темой и этапом занятия. Например артикуляционное упражнение «Часики» (движения языка вправо-влево) можно дополнить движением ладони, которая движется под счет вправо-влево. При этом игровой сюжет упражнения может быть разным - «язычок катается на коньках», «ветви дерева качаются на ветру», «рыбка плывет и виляет хвостиком» и многие другие.

Дыхательная гимнастика. Развитие дыхания – важнейший этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Известно, что у детей, имеющих речевые нарушения, отмечается ряд особенностей процесса дыхания. Прежде всего, это поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого является односложность и стандартность построения фраз. Кроме этого такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования. По этой причине дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать объем легких, формировать грудобрюшной тип дыхания.

На занятиях я широко использую игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, формирование длительного, направленного выдоха. Работу провожу в общепринятой последовательности согласно следующим разделам: игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи; дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков; дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов, слов, предложений и фраз. Например, «Свеча» (упражнение на развитие дыхания без участия речи) – И. П. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох носом - и животик становится как «шарик», и постарайтесь одним выдохом задуть свечу (выдох – «шарик сдувается»). А теперь перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте вдох и задуйте свечки маленькими порциями выдоха. «Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у», вою ветра («в», писку комара («з», произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта.

Гимнастика для глаз. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Кроме того, гимнастика для глаз является средством профилактики нарушений зрения. При ее проведении я применяю наглядный материал, обучающий показ упражнения.

Например, упражнение «Веселые рыбки» : мы попали на морское дно, кругом снуют маленькие рыбки, попробуем проследить за ними (следить за рыбками надо тихо, одними глазами, чтобы не спугнуть). На кисть руки ребенку надевается «рыбка», и ребенок глазами следит за движением рыбки на своей руке, повторяя движения за логопедом.

Применение динамических пауз, физкультминуток. Интересно отметить, что для закрепления мысли человеку необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т. д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе коррекционной работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм. Примеры физкультминуток и динамических пауз в многообразии представлены в современной методической литературе, и подобрать ту или иную подвижную игру не представляет сложности для педагога.

У воспитанников коррекционных групп часто наблюдается ряд неврологических синдромов, которые проявляются в нарушении произвольной деятельности и поведения детей, быстрой истощаемости, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Следовательно, таким детям необходимо развивать процессы саморегуляции, осознанную двигательную активность. В связи с этим применяю такую здоровьесберегающую технологию как релаксация. Это комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук, ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию провожу под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Загораем на солнышке». Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек, чтобы согреться (мышечное напряжение, задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе).

Самомассаж – это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Сначала демонстрирую самомассаж ребенку перед зеркалом, затем тренируемся опираться только на ощущения.

Например, самомассаж для мышц лица: «Рисуем дорожки» – движение пальцев от середины лба к вискам, «клювик» – движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине, «паровозики» – сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам, производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «чух-чух-чух», «умыли личико» - ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Хорошо зарекомендовали себя такие приемы как песочная терапия, с помощью которой можно расслабиться и успокоиться и гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резиновых мячей, различной текстуры, двух и более бусинок, доставание из воды различных мелких игрушек и т. д.

Эти приемы разгружают эмоциональную сферу ребенка, создают радостный настрой, помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок: «Если ты что-то сделал не так – проведи ладошкой по песку и начни сначала».

В зависимости от этапа коррекционно-развивающей работы игры с водой и песком я использую в качестве тренажера дыхания, мелкой моторики, а также в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

Например упражнение «Волны» : рисование на песке линий – «накатывает волна: ш-ш-ш» и стирание этих линий – «волна уходит в море и шелестит по камешкам: с-с-с» (на этапе дифференциации звуков Ш - С).

Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения. Игры с элементами психогимнастики должны тематически совпадать с содержанием и целями занятия,все упражнения проводятся на сюжетно-ролевом содержании. Например, игра «Солнечный зайчик» : солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.

Логоритмика также одна из широко известных и эффективных технологий коррекционного обучения. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. В системе логоритмики также выделяется фонетическая ритмика. Это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе. В своей работе я использую хорошо зарекомендовавшую себя методику логоритмических упражнений без музыкального сопровождения Е. А. Алябьевой. Эти упражнения носят разнообразную направленность. Они нормализуют темп и ритм речи, развивают словарь, автоматизируют звукопроизношение у детей с дизкомпонентом. Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус. Например:

Едем, едем на машине – дети имитируют движения рулем.

Нажимаем на педаль – ногу сгибают, вытягивают.

Газ включаем, выключаем – воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя.

Смотрим пристально мы вдаль – приставляют ладонь ко лбу, «дворники» счищают капли – руки сгибают в локтях перед собой.

Вправо, влево. Чистота! – ладони раскрывают, наклоняют руки влево- вправо.

Волосы ерошит ветер – пошевеливают пальцами над головой.

Мы – шоферы хоть куда! – поднимают вверх большой палец руки.

Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Одной из важных задач в работе учителя-логопеда является развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Это связано с тем, что моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности.

Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия. Упражнения провожу с детьми и на музыкальном материале, и под речевое сопровождение.

Кроме того, развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. В этой связи эффективным является использование кинезиологических упражнений.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путем воздействия на мышцы тела, т. е. путем физической активности. Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Например, упражнение «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Использование технологий здоровьесбережения позволяет учителю-логопеду повышать речевую активность воспитанников, развивать речевые умения и навыки; снимать напряжение, восстанавливать работоспособность;

улучшать концентрацию внимания, укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Литература

1. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

2. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.

3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.

4. Зубович Е. В., Мещерякова Н. П. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.

5. Е. Л. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г.

6. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н. В. Нищева – Спб, 2010 г.

7. М. Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.

8. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2005 г.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 20 мая 2020 в 12:05
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шинкарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД