Папки-передвижки

Занятия физической культурой с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Денис Володин
Занятия физической культурой с детьми, имеющими нарушения интеллекта
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время одной из основных задач образовательной организации является формирование здорового образа жизни обучающихся. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Важная роль решению данной проблемы отводится урокам физической культуры, занятиям по ЛФК и внеклассной работе.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения, осуществляющий образовательный процесс с детьми с умственной отсталостью, много внимания уделяет занятиям физкультурой и спортом.

Публикация «Занятия физической культурой с детьми, имеющими нарушения интеллекта» размещена в разделах

Физкультура в Центре носит адаптивный характер. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

В Центре есть следующие формы физического воспитания :

1-уроки

2-физкультурные мероприятия в режиме дня

3-физическое воспитание во внеурочное время

4-физкультурно-массовая работа.

Цель учителя физической культуры - формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, умений применять знания о ЗОЖ на практике.

Реализуемые на уроках задачи:

- развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;

- ориентировать обучающихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение;

- создавать «ситуации успеха», стимулировать желание заниматься самостоятельно.

Уроки физической культуры, занятия по ЛФК, организация секционной работы, внутришкольные соревнования по различным видам спорта, дни здоровья, спортивные праздники способствуют решению как образовательных и воспитательных задач, так и разрешают коррекционно-компенсаторные и лечебно-оздоровительные задачи.

Уроки помогают детям успешнее овладеть двигательными действиями в труде и быту. Использование доступных упражнений для развития силы, быстроты, выносливости и гибкости важно для повышения их физической работоспособности.

На каждого ребенка с момента его поступления в школу-интернат и до его выпуска ведется карта физического развития. Отслеживание динамики психофизического развития детей постоянно осуществляется медицинским работником, инструктором ЛФК. Сравниваю уровень физической подготовленности обучающихся не друг с другом, а динамику результата в течение года.

Для обеспечения готовности школьников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

С этой целью на занятиях физкультуры дается теоретический материал, т. е. такой объем сведений о физической культуре, самоконтроле, влиянии физических упражнений на организм человека, правилах игр, соревнований, который доступен учащимся. В процессе объяснения идет опора на имеющийся у детей двигательный опыт, сравнение нового упражнения с уже знакомым.

На своих уроках используются индивидуальная и групповая формы занятий. Дети очень эмоциональны, им нужно выплеснуть свою энергию, а контролировать физическое состояние они не всегда способны в силу психологических особенностей возраста. На каждом уроке физической культуры доступным языком для данной возрастной категории обучающихся следует объяснять, почему «колит бок» при быстром беге в начале урока, что значит «бежать в своем темпе».

При формировании значимости и ценности урока физической культуры учитель ориентирует обучающихся на то, что здоровье является не самоцелью занятий, а прежде всего средством обеспечения рациональных способов подготовки к работе разного характера (учёба, занятия музыкой, информационными технологиями, выбор будущей профессии). В связи с этим во внеурочной физкультурно-оздоровительной работе надо :

- знакомить с теоретическими знаниями о ведении здорового образа жизни;

- проводить комплексы упражнений, способствующих профилактике заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и нарушений функционирования опорно-двигательного аппарата;

- обучать навыкам правильной осанки и способам самоконтроля за состоянием здоровья;

- развивать двигательные качества - быстроту, силу, гибкость, координацию;

- развивать познавательную деятельность, которая обеспечивает успешное овладение программным материалом, формирует творческую инициативу и навыки самостоятельной работы.

Существенное значение для стимуляции познавательной деятельности имеет использование словесных инструкций. На уроках физкультуры первоначально решается задача воспроизведения по словесной инструкции простых движений. Учащиеся младших классов, таким образом, выполняют ходьбу в разном темпе, прыжки с места в длину, подбрасывание и ловлю мяча, и другие простейшие движения.

В ходе уроков значительно обогащается словарный запас детей за счет специальных терминов. Каждое специальное слово предварительно разъясняется, упражнение сопровождается не только объяснением, но и показом. Благодаря этому приему, учащиеся лучше осмысливают предлагаемые двигательные задания и точнее их выполняют

Надежным средством воспитания являются и сами физические упражнения, если они направлены на коррекцию недостатков психики умственно отсталых детей.

На занятиях физической культурой потребность в решении воспитательных задач ощущается в значительно большей степени, чем на уроках других предметов. Выделяются три основные причины этого:

- активная двигательная деятельность и повышенное эмоциональное состояние, сочетаемое со свободой перемещения по спортивному залу, требуют от каждого дисциплинированности и саморегуляции поведения;

- спортивная деятельность моделирует в игровом виде сложные жизненные ситуации и поэтому содержит в себе возможность решения любых воспитательных задач;

- спортивная деятельность противоречива по своему воздействию на личность.

Наряду с огромным положительным влиянием есть у нее и серьезная негативная сторона. Элементы соперничества, присущие спорту, могут формировать такие малоприятные качества, как чрезмерное честолюбие, зазнайство, пренебрежительное отношение к слабым и ряд других.

Поэтому практически на каждом уроке применяются педагогические меры воздействия, которые нейтрализуют неблагоприятное влияние спорта на личностные свойства младших школьников и усиливают его положительное влияние. Рассказываю об особенностях командных видов спорта, значении усилий каждого члена команды в конечном результате, необходимости поддерживать друг друга психологически и физически в процессе игровой и соревновательной деятельности.

Большое значение в вопросе формирования мотивации к ЗОЖ уделяется сотрудничеству с родителями. Выполнение домашних заданий невозможно без активной помощи родителей, они напоминают и контролируют своих детей. Во внеурочное время проводятся соревнования «Папа, мама, я- спортивная семья». Традиционно посещаем бассейн, общение родителей и детей в процессе совместного отдыха и соревновательной деятельности благоприятно влияет на воспитание и развитие младших школьников. Никакие беседы о ЗОЖ не оказывают такого действия на детей, как личный пример родителей и учителей. Поэтому проводятся товарищеские встречи по баскетболу и футболу между учителями и учащимися, родителями и школьниками.

Для успешного решения всех задач физического воспитания в школе, одним из необходимых условий является приобретение спортивного оборудования. Так одной из составляющих инвентаря спортивного зала нашего Центра стала популярная во всем мире игровая приставка Хbox. Данный элемент инвентаря используется как в урочной деятельности, так и на внеклассных занятиях.

Применение устройства Xbox на занятиях физической культурой позволяет развивать не только опорно-двигательный аппарат занимающихся, но и эффективно воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Так же отмечено положительное влияние данных занятий на повешение интереса учащихся к уровню личного физического развития, состоянию своего здоровья и, вследствие этого повышению данных показателей.

Два урока физической культуры и занятия по ЛФК не могут дать желаемого результата, поэтому был введен дополнительный третий урок, основной целью которого является именно оздоровление учащихся посредством игр и занятий на свежем воздухе.

Большое внимание в Центре уделяется внеклассной работе по физическому воспитанию.

В центре функционируют секции по футболу (младшая и старшая группа) и баскетболу (3,4класс). Секции формируются с учетом возрастных особенностей. Занятия проводятся два раза в неделю. Активное участие учащиеся принимают не только в общешкольных праздниках, но и городских и областных соревнованиях по мини-футболу, по легкой атлетике, по баскетболу.

Занятия в секции по настольному теннису проходят в сотрудничестве с ТОГАОУ ДОД «ДЮСАШ». Договор о сотрудничестве в сфере дополнительного образования между Центром и СДЮШОР №6 г. Тамбова позволил расширить работу по физическому воспитанию учащихся. Занятия плаванием под руководством тренера два раза в неделю способствуют укреплению здоровья детей. Систематические занятия плаванием и специальная гимнастика совершенствуют такие ценные физические качества, как выносливость, силу, быстроту, подвижность в суставах, координацию движений. Упражнения, выполняемые на суше и воде, укрепляют не только мышцы рук и ног, но также мышцы туловища, что особенно важно для формирования правильной осанки.

Учащиеся, активно занимающиеся в спортивных секциях, принимают участие в различных соревнованиях областного и всероссийского уровня. Результатом чего являются многочисленные призовые места.

Подводя итоги, можно сказать, что физическая культура, оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Целью физического образования выступает формирование физической культуры личности, определяемой как единство ценностных ориентации, потребностно-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, в жизнедеятельности в целом.

В процессе физического образования и воспитания осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект.

Формирование осознания необходимости ведения здорового образа жизни и, в частности, занятий физкультурой следует воспитывать с раннего возраста. В целях достижения наиболее полного и гармоничного результата имеется необходимость участия различных социальных институтов, таких, как семья и школа. Только сообща, объединив усилия, можно продвигаться к осуществлению намеченной цели – формированию здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы»Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы» Сдаём мы нормы ГТО. В целях повышения эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитания.

«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет«Наши занятия физической культурой». Фотоотчет Важная составляющая общего развития ребенка в детском саду – занятие физической культурой. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым,.

Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зренияИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, учителей-дефектологов и педагогов дополнительного образования дошкольных учреждений.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия физической культурой с детьми, имеющими нарушения интеллекта
Опубликовано: 12 января 2021 в 19:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятия физической культурой с детьми, имеющими нарушения интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Денис Володин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД