Людмила Воробьева
Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа - опора нашего тела и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Недостаточное развитие мышц и связок стоп плохо сказывается на развитии многих движений, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к оздоровлению.
Публикация «Из опыта работы „Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
В нашем детском саду есть смешенные ортопедические группы, которые посещают дети, имеющие разные нарушения опорно-двигательного аппарата. Основной задачей детского сада и моей работы является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Основными направлениями системы физкультурно-коррекционных мероприятий в своей работе с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата считаю :
• Знакомство с основами здорового образа жизни и воспитание потребности в нем;
• Удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
• Осуществление коррекции имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
• Формирование правильной осанки;
• Укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы;
• Развитие и тренировка всех систем организма путем оптимальных физических нагрузок.
Помимо занятий в бассейне дети с нарушением опорно-двигательного аппарата регулярно посещают занятия спортивного кружка «Здоровье», основными задачами которого являются:
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, развития физических качеств.
• Совершенствование психомоторных способностей; развитие мышечной силы, подвижности суставов, улучшение работы вестибулярного аппарата, выносливости, скорости, силы и координации движений.
• Формирования навыка выразительности, пластичности, грациозности и изящества, содействие развития чувства ритма, музыкального слуха, памяти, умения согласовывать движение с музыкой.
• Воспитание смелости, ловкости, решительности, самостоятельности, инициативности, развитие чувства товарищества, коллективизма, создание радостного настроения детей, интереса к занятию аквааэробикой.
Мною было разработано перспективное планирование для детей старшего дошкольного возраста. Физические упражнения я подбирала в соответствии с особенностями нарушений опорно-двигательного аппарата. Упражнения выполняются в определенном темпе и последовательности (с учетом резервных возможностей организма). С помощью физических упражнений я стараюсь активизировать дыхание, кровообращение, обмен веществ. Данные упражнения помогают улучшать функциональное состояние вегетативных центров, повышают устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды. Физические упражнения я подбираю в соответствии с особенностями нарушений ОДА. На занятии использую принцип рассеивания нагрузки, когда для выполнения упражнений последовательно вовлекаются различные группы мышц; кроме того в занятие включаются дыхательные упражнения, которые, как правило, ведут к снижению физиологической нагрузки. Как правило, темп занятия я выбираю средний, все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Я выбираю упражнения, как с предметами, так и без них, которые направлены на выработку координации движения, на равновесие, использую упражнения связанные с преодолением сопротивления или с расслаблением мышц.
Для успешного решения задач по оздоровлению и всестороннему развитию детей я использую разнообразную методическую литературу, новинки, предлагаемые периодическими изданиями, журналами «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Инструктор по физической культуре». Использую в своей работе программу «Старт», в основе которой лежат элементы, направленные на коррекцию осанки, развитию координации, гибкости, силы, музыкальности и выразительности движений.
Дети занимаются с удовольствием, стараются выполнять упражнения правильно. Это очень важно, когда дети получают удовлетворение от занятия. Я считаю, что в противном случае занятие будет безрезультативно и не принесет никакой пользы ребенку. Занятия в кружке проводятся в течение двух лет. За это время дети стали более раскрепощенные, их движения свободные, четкие. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата - процесс очень долгий и кропотливый. Я планирую продолжать работу с детьми, имеющими нарушения ОДА.