Наталья Вышкваркова
Конспект занятия в старшей группе «Осень. Деревья и кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в старшей группе по теме «Осень».
ЗАДАЧИ: Систематизировать знания детей о различных деревьях и кустарниках.
• Учить детей различать деревья и кустарники, опираясь на схему.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Осень, Деревья и кустарники“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много)
• Развивать речь детей, умение слышать воспитателя.
• Воспитывать познавательный интерес к миру растений.
Оборудование: Схемы «Дерево», «Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников.
Ход конспекта
Воспитатель: Ребята, какое время года на улице?
Дети: Осень.
Воспитатель: По каким признакам мы определяем, что осень?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, на сегодняшнем занятии мы с вами побеседуем о деревьях и кустарниках. Сейчас я вам прочитаю рассказ К, Д. Ушинского «Спор деревьев», слушайте внимательно.
«Заспорили деревья промежду себя : кто из них лучше? Вот дуб говорит: «Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: «Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает. «Погодите, — говорит, — похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья людям не было бы; я им печки топлю и избы строю».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое дерево самое нужное? Посмотрите на иллюстрации (на картинке изображены разные деревья : дуб, сосна, липа, береза, осина, клен, ива, ель, рябина)
Воспитатель: Ребята, чем похожи деревья, чем отличаются? Где можно увидеть деревья? (В лесу, в городе, в парке, в сквере, на картинках, на участке детского сада и т. д.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на схематическое изображение дерева и кустарника.
- Сколько стволов у дерева? (один)
- Сколько стволов у кустарника (много)
- Что общего у дерева и кустарника (ветки, листья)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру: «Разложи правильно» (дети берут картинки деревьев и кустарников и раскладывают их по схемам)
Воспитатель: Молодцы, у вас ловко получилось. А сейчас физкультминутка, повторяйте за мной.
(Дети выполняют соответствующие движения.) Мы семечко посадим, Дождичек польет, оно подрастет.
Сначала листок, потом стебелек. Наши красивые деревья расправляют листики, ветерок чуть дышит, листики колышет.
Воспитатель: Я сейчас вам раздам карточки с изображением листьев разных деревьев, а вы должны угадать с какого дерева листок.
(С березы листок — березовый, с осины — осиновый, с дуба — дубовый, с клена — кленовый, с рябины — рябиновый и т. д.)
Воспитатель: Молодцы!
А сейчас я вам предлагаю рассказать об изменениях, которые происходят с деревьями в разные времена года.
У каких деревьев не опадают листья на зиму? (У сосны, ели.) Как называется явление, когда опадают листья? (Листопад.) Назовите дерево, на котором позже всех появляются листья? (У дуба.)
Воспитатель: Послушайте стихотворение: Кусты и деревья, Листочки на ветках. Лиственный лес, это помните, детки. Дуб в нем, березки, липы, рябинки, Лещина, шиповник, ясень, осинки. Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови. Если же есть и листва и хвоинки, Рядом и ели растут и осинки. Смешанным лес тот зовется, друзья - Тут все деревья от А и до Я.
Воспитатель: А теперь игра с листьями: «Что умеет делать дерево?» Я вам задаю вопрос, вы отвечаете, за правильный ответ получаете листок.
Воспитатель задает детям вопросы:
—Что умеет делать дерево? (Расти, шуметь, питаться, качаться, гнуться, падать, стоять, скрипеть, шелестеть, ломаться, гореть и т. д.)
Во что могло превратиться дерево? (В мебель, посуду, бумагу, дрова, дом, игрушки, поделки, сундук и т. д.)
Итог: Ребята, о чем мы беседовали на занятии. (ответы детей)
Наше занятие окончено.