Ирина Звонарева
Конспект занятия для старшей группы «Осень. Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Осень Деревья осенью.
Коррекционно – образовательные задачи:
• Активизация речевой деятельности
• Совершенствование диалогической речи
• Совершенствование высших психический функций
• Совершенствование артикуляционной и общей моторики
Коррекционно - развивающие задачи:
• Образование относительных прилагательных
• Образование антонимов
• Развитие диалогической речи
• Образование и употребление Р. п. ед. ч.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Осень, Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Образование уменьшительно ласкательных существительных и прилагательных
• Научить согласованию числительных с существительными;
• Образование родственных слов
• Образование мн. ч. сущ.
• Употребление предлогов на, под, к, с.
Коррекционно – воспитательные задачи:
• Формирование положительной установки на участие в занятии.
• Воспитание внимательного и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Прогулка. Наблюдение за осенними изменениями в природе, сбор листьев, плодов деревьев.
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки, магнитная доска, магниты, картинки с изображением цифр.
Ход занятия:
Организационный момент: Игра с мячом «Продолжай» - дети передают мяч по кругу и называют деревья.
1. «Деревья»
Дети поднимают руки вверх, услышав слово, относящееся к теме «Деревья»: колесо, ствол, желудь, карандаш, дупло, тетрадь, молоко, листья, корни.
2. Проводится беседа о деревьях.
Логопед рассказывает о строении дерева, питании, о том, какими бывают деревья в разное время года, какую пользу приносят.
3.«Назови много». Образование множественного числа существительных.
У меня лист, а на дереве. (листья). У меня ветка, а на дереве. (ветки). У меня дерево, а в лесу. (деревья). У меня корень, а у деревьев. (корни). У меня ствол, а у деревьев. (стволы). У меня береза, а в лесу. (березы).У меня елка, а в лесу. (елки). И так далее.
4. «Посчитаем!».
Рядом с картинкой дерева логопед помещает цифру и дети называют, сколько деревьев на полянке (одна берёза, три тополя, пять дубов, семь рябин)
5. Игра «Какого дерева лист, ветка, плод?»— закрепление употребления родительного падежа единственного числа существительных. (Это березовый лист, это берёзовая ветка, а это березовые сережки)
6. «Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.
Дуб около елки.
Липа около березы и т. д.
7. «Измени словечко» Образовывать имена прилагательные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Береза кудрявая — березка. (кудрявенькая).
Дерево стройное — деревце. (стройненькое).
Ветка короткая — веточка. (коротенькая).
Кусты низкие — кустики. (низенькие).
Ягоды вкусные — ягодки. (вкусненькие).
Лист зеленый — листочек. (зелененький).
Орех крепкий — орешек. (крепенький).
Елка пушистая — елочка. (пушистенькая).
Ветка сухая — веточка. (сухонькая).
Корень длинный — корешок. (длинненький).
Лист красивый — листочек. (красивенький).
Дуб желтый — дубочек. (желтенький).
8. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
("шагать" средним и указательными пальцами по столу)
9. «Скажи наоборот». Образование антонимов.
Дуб большой, а рябина.
Сосна высокая, а куст.
У сосны иглы длинные, а у ели -.
У клена листья большие, а у березы -.
У березы ствол светлый, а у клена -.
У дуба ствол толстый, а у березы -.
10. Образование относительных прилагательных “Назови, какой какая?”
Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;
. рябины — рябиновый;. ели — еловая;
. дуба — дубовый;. тополя — тополиная;
. сосны — сосновый;. осины — осиновая;
. клена — кленовый;. липы — липовая.
11. Игра «Эхо» — преобразование предложений. Составление предложений с существительными в родительном падеже единственного числа с отрицанием нет.
В лесу сосна. — В лесу нет сосны. В лесу дуб. —
В лесу ель. — В лесу береза. — И т. д.
12. Упражнение в образовании родственных слов к слову лес.
- Назови лес ласково? (лесочек, лесок); кто ухаживает за лесом? (лесник, лесничий); кто выращивает лес? (лесовод) ; как называются ягоды, растущие в лесу? (лесные); Как называются мелкие деревца, растущие под большими деревьями? (подлесок); как называется лесок между двумя большими лесами? (перелесок).
13."Подскажи словечко" на употребление предлогов.
Белочка сидела. (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка спустилась. (с) дерева. Орешек лежал. (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась. (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что. (из-за) дерева выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе. (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла. (под) дерево. Она спряталась. (в) дупле.
14. Итог занятия: Названия, каких деревьев вы сегодня узнали?
Домашнее задание.
«Узнай по описанию». Дети должны назвать дерево:
сильный, могучий, крепкий, высокий. (дуб) зеленая, колючая, пушистая, стройная. (ель) белоствольная, стройная, высокая, зеленая, кудрявая. (береза)