Ольга Кострикова
Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Чудо-воздух, он везде!»
Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
- расширять знания и представления детей о воздухе, его значимости в жизни человека, животных, растений;
Публикация «Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе „Чудо-воздух, он везде!“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения;
- развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию;
- организовать познание детей через самостоятельный поиск;
- добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- определить роль воздуха в жизни человека;
- ознакомить с экологическими проблемами воздуха;
- развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми;
- развивать личностные свойства - целеустремленность, настойчивость, решительность.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
- развивать связную, грамматически правильную речь;
- формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников;
- активизировать речевую деятельность детей.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи:
- повышение умственной работоспособности через двигательную активность;
- соблюдение двигательного режима во время занятия;
- сохранение здоровья и предупреждение утомления.
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, столы, магнитная доска, деревянные стойки, весы, одежда учёных (мантии, конфедератки, воздушные шары, целлофановые пакеты, контейнеры с водой, стеклянные шарики, карточки-схемы опытов, шпажки, «Шар удивления», медали «Юный ученый».
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, исследование, бесцветный, прозрачный, уравновешенные (весы).
Ход занятия
I. Организационный этап
(Под музыку «Почемучки» и в сопровождении слайдов дети входят в зал вместе с воспитателем.)
-Приветствую вас, господа ученые, в лаборатории «Академии дошкольных наук». Я профессор Всезнайкина.
- Юные ученые моей академии обращаются к вам с видеописьмом и приглашают стать партнёрами, то есть вместе исследовать окружающий мир.
Просмотр видеописьма
II. Мотивационно-ориентировочный этап
(слайд № 3 «Лаборатория академии дошкольных наук»)
- Проходите в лабораторию, посмотрите, что приготовлено и как красиво я её украсила.
- А чем она украшена? (шариками)
- Почему-то один какой-то? (вялый, грустный)
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы шарик опять стал весёлым? (надо его надуть)
III. Поисково-практический этап
1. Эксперимент «Воздух внутри нас»
- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.
- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.
- Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).
- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас)
- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).
- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).
- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске)
- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).
- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.
- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?
(слайд № 4, Музыкальный инструмент и мальчик с шариком)
- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.
- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.
- Нас, господа учёные, ждут новые открытия.
- Пройдём к нашему лабораторному столу.
(слайд № 5, «Лаборатория академии дошкольных наук»
2. Эксперимент «Воздух вокруг нас и не имеет цвета и запаха»
- Скажите, внутри нас есть воздух?
- А вокруг нас он есть?
- Давайте потрогаем его.
- Попробуем его поймать.
- Можем ли мы это сделать?
- Кто считает, что да? Кто считает, что нет?
- Да или нет? Проведём эксперимент!
- А помогут нам в этом пакеты.
- Разбирайте, господа учёные, пакеты будем ловить воздух (показать, как ловить воздух).
- Кто поймал? Смотрите сколько воздуха поймали.
- На что наши пакеты похожи? (показать действием, кошку, подушку).
- А еще на что?
- Посмотрите, воздух имеет какой-нибудь цвет?
-Значит он какой? Есть у него цвет? (он без цвета, то есть образуем слово бесцветный или прозрачный)
- Давайте мы его понюхаем (показ).
-Что вы почувствовали?
- Имеет воздух запах?
- Получается воздух какой? (на цвет?.)
- А какой запах? (никакого)
- Давайте выпустим воздух, пускай летит.
- Пакет сразу стал плоским. Положите его.
- Теперь вы знаете, что воздух невозможно поймать руками, что он без цвета, без запаха и какой опыт поможет это проверить.
- Надо наше открытие отметить схемой, прошу, господа учёные.
- Давайте вместе скажем: воздух вокруг нас, он без цвета и без запаха.
- Это наше второе открытие.
- В первом опыте мы узнали, что воздух внутри нас, а как он туда попадает?
( мы дышим: вдыхаем и выдыхаем воздух, который вокруг нас)
(слайд № 6, Свежий и загазованный воздух)
- Вдыхаем мы воздух, который не имеет цвета и запаха - это хороший воздух, чистый.
- Воздух, который выходит из труб имеет цвет и запах, загрязнён и вреден.
- Предлагаю проложить исследования, согласны?
(слайд № 7, «Лаборатория академии дошкольных наук»)
3. Эксперимент «Воздух имеет вес» + ТБ
- Воздух мы ловили, а кто-нибудь почувствовал, сколько он весит?
- Можно его взвесить? Давайте проверим.
- Да… или нет? Проведём эксперимент!
- Приглашаю вас подойти к сектору взвешивания.
- Как вы думаете, чем мы будем здесь заниматься? (взвешивать)
- Что взвешивать? (шары)
- Обратите внимание, они перевешивают друг друга или они уравновешенные?
- Давайте попробуем один шарик проткнуть, для этого вам понадобиться острый предмет - шпажка,
- Как нужно обращаться с острыми предметами? (осторожно, не направляя на себя и окружающих, действовать только по указанию воспитателя)
- Берём шпажку в правую руку, острый конец направляем на шарик и протыкаем его.
- Посмотрим, что получится?
(дети лопают по одному шару на весах)
- Посмотрите на весы. Что произошло после того как лопнул шарик? (весы перевесили)
- Правильно, со стороны, где остались шарики, весы перевесили, значит… воздух имеет вес или нет? (имеет)
(воздух в целом шарике остался, а в лопнувшем улетел, и весы опустились)
- А давайте мы ещё раз попробуем второй шарик лопнуть.
- Господа учёные, кто ещё не лопал шарики, прошу.
- Что сейчас стало с весами? (уравновесились).
- Теперь вы знаете, что воздух имеет вес, и какой опыт поможет это проверить.
- Получается, что воздух имеет вес, надо это обозначить схемой.
- Прошу. Найдите эту схему, она по счёту какая будет? (третья).
- Третье наше открытие воздух имеет вес! (все хором)
4. Эксперимент «Воздух легче воды»
- Замечательно, возьмите свои весёлые шарики.
- Я вас приглашаю к следующему лабораторному столу.
- Посмотрите что у нас здесь приготовлено?
- Шарики, тоже воздушные? (нет)
- А какие? (Металлические)
-Возьмите по шарику и попробуйте опустить в воду. Что произошло с шариками?
-Попробуйте снова опустить шарик. Надо несколько раз провести опыт, чтобы убедиться. Мы же ученые.
-Шарики утонули.
-А теперь давайте попробуем утопить наши воздушные шарики. Опускаем их в воду. Что с ними происходит? (они не тонут).
-А что они делают? (плавают)
- Почему?
- По сравнению с водой воздух легче или тяжелее? (легче)
- Теперь вы знаете, что воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть шарику и какой опыт поможет это проверить.
- Господа ученые, давайте обозначим наше последнее открытие схемой. Оно у нас по счету какое? (4)
- Значит, воздух легче воды (проговорить хором)
- Вспомните, где это свойство бывает в жизни?
- Надутый шар на воде плавает, а что ещё надуваем и опускаем на воду?
(слайд № 8, Надувная лодка на воде)
5. Итоги исследований с воздухом
- Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий!
IV. Рефлексивно-оценочный этап
- У меня в руках Шар удивлений (вертеть в руках)
- В нём собрались все удивления, которые мы сегодня пережили
- Передаю его вам, а вы, передавая друг другу, скажите,
- Чему вы сегодня очень удивились, узнав новое о воздухе?
- (шарик передаю со словами) - Я удивилась (ребёнок продолжает)
- Молодцы, каждому из вас от имени «Академии дошкольных наук» я присваиваю степень «Юного ученого» и вручаю вот такие медали.
- Хотите ещё вместе с нами исследовать окружающий мир и проводить опыты? (Да)
- Тогда вам задание, провести опыты и прислать нам электронное видеописьмо, юным учёным моей академии, давайте продолжим наши партнёрские отношения.
Всё про всё стремись узнать,
Для того чтоб умным стать!
Чтобы точным был ответ,
Проведи эксперимент!
(слайд № 9, Под музыку Почемучек дети уходят с воспитателем).