Маркиза Шарафутдинова
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух-невидимка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Воздух- невидимка» в подготовительной групп
е. [/b]
Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях воздуха.
Образовательные задачи:
- способствовать расширению знаний о воздухе;
- совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект интегрированной НОД по познавательно-экспериментальной деятельности „Воздух-невидимка“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
-развивать у детей дошкольного возраста мышление через поисковую деятельность в процессе экспериментирования;
- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительность, самостоятельность;
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе эксперимента, умению делать выводы;
- развивать навыки проведения опытов;
- стимулировать речевую активность.
Воспитательные задачи:
-воспитывать аккуратность при проведении опытов;
-воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать, умение работать в группе.
– воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру
.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Словарь: воздушный, прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха
Оборудование:, музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки, киндеры с «запахом» и без запаха, миски с водой, соломинки для коктейля, бумажные веера, сильно-газированная вода, изюм, салфетки, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, «ракета».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Сегодня в этом зале не зря мы собрались
Мы многое узнаем, а ну-ка, улыбнись
Здесь взрослых и детей не счесть,
Но кроме нас здесь кто-то есть
Его не видно никогда,
Не слышен он, вот это да!
Ничем не пахнет он для нас
О нем узнаем мы сейчас
Он окружает нас везде
Он есть во мне, да и в тебе,
Снаружи может быть, как лед
Внутри у нас он теплый, вот
_ Догадались, ребята, о чем я говорила?
О. д.
Воспитатель: Ребята, а, что это у меня в руках?
О. д.
Воспитатель: Я хочу, чтобы вы мне сказали, что внутри моего воздушного шарика?
О. д.
Воспитатель: Ребята, сегодня воздух я назвала, хотите узнать как?
О. д.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем вокруг стола. Что вы видите на столе?
О. д.
Воспитатель: Это необычные фломастеры, чтобы они начали рисовать, в них надо очень сильно подуть. Возьмите понравившийся вам фломастер. Я сейчас первая покажу, а вы повторите мои действия.
Воспитатель: Какая красота получается. Продолжаем волшебство. Что появилось?
О. д.
В: Кто может прочитает, что здесь написано?
Дети читают.
В: Оказывается, это воздух
При помощи чего написали мы эти слова?
О. д.
В:А что мы с ними делали?
О. д.
В: Правильно мы в них дули. Мы выдыхали воздух А что такое воздух? Неужели он нам так нужен?. Мы можем прожить без воздуха?
О. д.
В: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
О. д.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить..
Воспитатель: Правильно, мы не сможем жить без воздуха? Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка». Сейчас я предлагаю стать вам учеными и исследовать свойства воздуха, хотите?
О. д.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. А что такое лаборатория?
О. д. Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают. проводят эксперименты.
В:Правильно. А вы что будете исследовать?
О. д.
Воспитатель: Воздух и его свойства. А все опыты мы будем заносить в дневник исследований и условимся. ребята что будем обозначать воздух следующим символом - круг в центре, которого стоит точка. И все схемы будем прикреплять на магнитики. В нашей лаборатории несколько научных центров, где исследуют различные свойства воздуха. Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности в лаборатории. Проводить опыты это очень серьезная и ответственная работа.
О. д.
Воспитатель: Выбирайте понравившийся цент и приступим к работе.
Опыт №1 «Поймаем воздух».
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Какой пакет? Что в нём?
О. д. : Плоский, маленький В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
О. д. : Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
О. д: Из пакета выходит воздух.
Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
О. д. В нём нет воздуха, он весь вышел.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель: В какие предметы можно запереть воздух?
О. д.
Опыт №2 «Воздух занимает место».
Воспитатель: Возьмите салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая Хорошо их сомните и поместите в стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?
О. д.
Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?
О. д: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
Воспитатель: А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде?
О. д Видны пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они взялись?
О. д: Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Воспитатель: Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь?
О. д: Мокрая.
Воспитатель: Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
Вывод: Воздух занимает место.
Опыт №3 «Воздух в человеке».
Воспитатель: Чем мы с вами дышим?
: О. д. Воздухом.
Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?
О. д: Воздух.
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?
О. д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?: Нет, без воздуха человек умрет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
О. д
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Опыт №4 «Ветер – это движение воздуха».
Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?
. О. д.
Воспитатель: А как мы можем это сделать?
О. д.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
О. д: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
Воспитатель:Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с салфеткой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?
О. д: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку.
Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.
Опыт №5 «Воздух не имеет запаха».
Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
О. д : Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?
О. д. Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
О. д: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод:Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт №6 «Воздух легче воды».
. «Дрессированные изюминки»
Воспитатель: Я налью в стакан газированной воды или лимонада, а вы положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!». Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.
Вначале изюминки тонут, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат киндеры попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
О. д: Внутри киндеров есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Пластический этюд «Ветерок»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентами. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.
Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок
Опыт №8 «Воздух можно услышать».
Воспитатель: Возьмите музыкальные инструменты. подуйте в них. сперва слабо, потом сильнее Что мы слышим?
О. д: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Воспитатель: Подуйте в них сперва слабо, потом сильнее. чем отличается звучание7
Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать. Чем сильнее мы дуем, тем громче звук.
Опыт №9 «Воздух может двигать предметы».
Для «Ракеты»: шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край;
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам;
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Воспитатель: Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
О. д : Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях
Вывод:. Воздух может двигать предметы.
Итог.
Воспитатель: Давайте подойдем к доске, где мы собрали свои наблюдения. Посмотрите, вот какой у нас получился дневник наблюдений. Вот сколько мы всего провели. Давайте вспомним свойства воздуха.
Работа со схемами.
Воспитатель: Ребята, нам очень понравилось, какими вы замечательными были учеными, и поэтому мы хотим ваш дневник отдать с собой. Ведь это ваша научная работа. А еще мы хотим вам подарить по одному воздушному шарику.