Татьяна Тараскина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Что такое воздух?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе с элементами исследовательской деятельности.
Цель: формирование элементарных представлений детей о воздухе, через познавательно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, формы).
2. Развивать познавательную активность, речь, мышление.
3. Воспитывать у детей интерес к экспериментированию, самостоятельность.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Что такое воздух?“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Материалы и оборудование: карточка знаки-символы, минеральная вода, гуашь, мандарин; оборудование на каждого ребенка: ёмкость с водой, пластмассовый стакан, пакет, бумажная салфетка, пипетка, трубочки для коктейля, бумажные полоски, листы бумаги, стаканы, мелкие кусочки пластилина.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие.
- Помните, мы с вами говорили о живой и неживой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (люди, животные, растения).
- А что относится к неживой природе? (камни, вода, воздух, луна, солнце, почва, звезды).
- Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадку. Если разгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
(Воздух)
- Правильно, это воздух.
- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим).
- А где есть воздух? (везде).
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
- А можно жить без воздуха? (нет).
II. Основная часть.
1. - Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
- Где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку : летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).
- Кто-нибудь сейчас видит воздух?
- А может, его вовсе и нет?
- Возьмите пакет, что в нем? (он пуст).
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.
- Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
- Почему? (в нем нет воздуха).
- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха.
Вывод: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать.
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о воздухе? (нет).
2. - Ребята предлагаю вам стать учеными, и раскрыть неизвестные вам свойства воздуха. Проходите в нашу лабораторию. Сейчас мы, как настоящие учёные будем проводить опыты.
- Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги.
- Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
- А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? (пузырьки воздуха). Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана). Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая). Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.
- Продолжим исследования.
3. - Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).
Вывод: собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
4. - Как вы думаете, что легче: воздух или вода? (ответы детей).
- Я подскажу вам, как можно это проверить.
- Предлагаю проделать интересный опыт: «Пузырьки-спасатели».
- Нужно налить в стакан минеральную воду, сразу же бросить в нее несколько кусочков пластилина, величиной с рисовые зернышки. Ребенок наблюдает, решает, почему пластилин падает на дно (он тяжелее воды, поэтому тонет). Затем следит за тем, что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему. (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; поэтому пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.)
Вывод: воздух легче чем вода.
5. - Ребята, как вы думаете воздух есть внутри людей?
Предлагаю встать, положить руку на грудную клетку и глубоко подышать? Что происходит?
- Предлагаю экспериментально доказать, что внутри человека есть воздух.
- Возьмём трубочку и подуем в стакан с водой (показ, посмотрите, что происходит. Пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
- Откуда он взялся? (Он находился внутри нас)
- Вы уже говорили, что воздух бесцветный. Но я знаю, как можно с помощью воздуха создать разноцветную картину, хотите попробовать? (Да).
- Проходите к столам.
III часть. Практическая работа. Итог.
- Возьмём краски, лист бумаги, а вместо кисточки будем использовать трубочку, через которую будем дуть на краску на листе.
- Какие красивые рисунки помог вам нарисовать воздух!
- Ребята, предлагаю вспомнить, что интересного мы сегодня узнали, а поможет вам карточка на которой изображены знаки-символы со свойствами воздуха. Что вы узнали про воздух? Какой опыт вам особенно запомнился? Чем именно?