Присяжная
Использование метода проблемного обучения в работе с дошкольниками
Консультация для родителей
«Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками»
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы - взрослые - ограждаем их от них, не давая им возможности самостоятельно подумать. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают не готовыми к реалиям жизни. Как исправить ситуацию?
Публикация «Использование метода проблемного обучения в работе с дошкольниками» размещена в разделах
В дошкольном возрасте успешно можно использовать технологию проблемного обучения.
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения задания.
Характерные признаки проблемного обучения :
• возникает состояние интеллектуального затруднения;
• возникает противоречивая ситуация;
• появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;
• проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда – в самом начале решения.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
1. Воспитатель ставит проблему и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под руководством воспитателя находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения.
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Воспитатель даже не указывает на проблему : ребенок должен увидеть его самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
Воспитатель в одном случае может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.
В другом случае воспитатель предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций применяются следующие методические приемы :
1. подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;
2. излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;
3. побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
4. ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения, эвристические вопросы;
5. определяем проблемные теоретические и практические задания;
6. ставим проблемные задачи.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?».
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы - проверка гипотезы и доказательство. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.