Ольга Кулакова
Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе «Твердые и мягкие согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме : «Твердые и мягкие согласные звуки». ИТОГОВАЯ НОД. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости; - учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение вновь поставленных звуков в спонтанной речи; - упражнять детей в звуковом анализе слов из 1, 2 слогов; - развивать умение детей анализировать слоги, слова и предложения; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; - воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу. ОБОРУДОВАНИЕ: - картинки для звукоподражания на звуки Б,В,Г,Д,З,К,М,Н,П,С,Т,Ф,Х - предметные картинки, в названии которых присутствуют твердые и мягкие пары звуков; - дидактическое пособие «Согласный звук» или «Город Звуков»; - фишки для выкладывания звуковой схемы; - дидактическое пособие "Домик звука" - наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Публикация «Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей логопедической группе „Твердые и мягкие согласные звуки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
Ход образовательной деятельности.
1. Оргмомент. Психогимнастика.
-Придумано кем то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!"
- Сегодня у нас на занятии гости, пожелаем им доброго утра!
(Доброе утро)
2. Сообщение темы занятия.
Мы с вами в течении года честно трудились, учились правильно произносить звуки, красиво строить предложения, составлять интересные рассказы и сейчас займемся повторением. мы отправимся в путешествие по Городу Звуков.
1, 2, 3, потянись,
В Городе Звуков очутись!
3. Посадка.
Сели на свои места. Вспомним наше правило:
- Говорим всегда красиво,
Правильно неторопливо.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
4. Повторение.
Нас встречают Звуковички. И сначала они нас приглашают на улицу Гласных звуков. Просят ответить на вопросы:
Какие звуки называются гласными? (. тянутся и поются)
Назовите гласные звуки. (а, у,.)
Каким цветом обозначаем?
А теперь пройдем на улицу согласных звуков.
Какие звуки называются согласными? (. .)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонки)
5. Артикуляционная гимнастика.
Что бы правильно произносить согласные звуки надо выполнять артикуляционную гимнастику. Ваши ротики превращаются в маленькие солнышки. Откроем ротики. Выглянул лучик - это наш язычок. Теперь лучик посмотрел влево, вправо, вверх, вниз.
6. Игра "Камень - вата"
Звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ предлагают нам сыграть в игру "Камень - вата"
Из ряда звуков : М, Мь, Нь, Н, К, Кь, Ть, Т, Сь, С, З, Зь и т. д.
Из ряда слогов : МА, НЯ, КУ, ЗИ, ТЫ, СЕ, ЗУ, БЯ, и др.
Из ряда слов: МАМА, НЯНЯ, ПАПА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, БАБА и др.
7. Игра «Научи попугая говорить».
Наши Звуковички решили над вами пошутить и превратили вас всех в попугайчиков, которых нужно учить разговаривать. Поиграем в игру «Научи попугая говорить?». (да).
Ну тогда, я буду говорить вам слоговые дорожки, а вам нужно будет их правильно повторить.
ПА-ПЯ ПА-ПЯ-ПА
ТА-ТЯ ТА-ТЯ-ТА
КА- КЯ КА-КЯ-КА
СА-СЯ СА-СЯ-СА
ФА-ФЯ ФА-ФЯ-ФА
ХА-ХЯ ХА-ХЯ-ХА
8. Преобразование слогов. "Дразнилки"
-Звуки дразнятся. Давайте с ними поиграем в игру " Дразнилки "
Я буду говорить слоги с твердым звуком, а вы с мягким.
ба-ба-ба бя-бя-бя
па-па-па пя-пя-пя
ма-ма-ма мя-мя-мя
9. Место звука в слове.
Звуковички нам показывают свои любимые игрушки. Это мячик, пирамидка, ракета и кубики.
- Какие звуки повторяются во всех этих словах? (к, кь)
- Давайте определим место звука к в слове мячик, а для этого возьмем "домики звуков" и синий кружочек.
(в слове мячик звук к слышится в конце)
- А где слышим звук к в слове пирамидка? (В середине)
- А теперь возьмем зеленый кружочек и определим, где слышится звук кь в слове кубики. (в середине)
10. Деление слов на слоги.
Поделим слова на слоги, составляя схемы.
11. Физкультминутка
А теперь, ребята встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять. Наклонились вправо. влево
И беремся вновь за дело!
Какой мягкий звук несколько раз повторялся в этой игре?
(звук ть, в словах встать.)
12. Звуковой анализ слов.
У Звуковичков в городе поселился забавный зверь, а вот какой, надо угадать по схеме.
Дана схема:
А под ней 2 картинки: КОТ И КИТ.
- Кто же поселился у гномиков? –КОТ. А как вы догадались? (В слове КОТ 3 звука, К –твердый согласный, О- гласный, Т – твердый согласный)
Правильно, молодцы. А теперь посмотрите, какую домашнюю птицу хотят завести Звуковички?
Дана схема:
А под ней 2 картинки: ГУСЬ и ИНДЮК.
- Кто же еще поселится у гномов? ГУСЬ. А как вы догадались? (В слове ГУСЬ 3 звука : Г- твердый согласный, У – гласный, Сь – мягкий согласный)
13. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в речи. Повторение чистоговорок.
Наши друзья – Звуковички знают очень много разных чистоговорок с твердыми и мягкими согласными звуками. Давайте повторим вместе с ними эти чистоговорки.
1. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. (какие звуки тут спрятались Б –Бь)
2. Ва-ва-ва, ва-ва-ва,
Вот высокая трава.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве,
Васильки видны в траве. (какие звуки тут спрятались В-Вь)
3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги,
Гена, маме помоги.
Га-га-га, га-га-га,
У меня болит нога. (какие звуки тут спрятались Г-Гь)
4. Ки-ки-ки, ки-ки-ки,
Помогите, рыбаки,
Ка-ка-ка, ка-ка-ка,
Есть улов у рыбака. (какие звуки здесь спрятались К- Кь)
5. Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне. (какие звуки здесь спрятались С-Сь)
14. Преобразование деформированной фразы.
Наступила, весна, теплая.
.
15. Итог занятия.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями наших звуковичков.
И нам пора возвращаться в детский сад. Скажем слова
1, 2, 3 потянись
В детском саду очутись!
Вот мы и вернулись. Понравилось наше путешествие? Что вам понравилось? Что было трудным для вас?