Ольга Андрюшина
Логопедическое занятие «Поздняя осень. Звуки [С], [С’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей подготовительной группы
Тема: Поздняя осень. Звуки С, СЬ. Буква С.
Коррекционно-образовательные цели: обобщение и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменений в природе, жизни людей и животных. Расширение и актуализация словаря по данной теме.
Публикация «Логопедическое занятие „Поздняя осень, Звуки [С], [С’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Коррекционно-развивающие цели: виды работы по развитию речевого выдоха, артикуляционной моторики, развитию мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха. Закрепить навыки четкого различения и произношения звука С в слогах, словах, предложениях. Выделять звук С в начале, конце, середине слова. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Знакомство с буквой С. Развитие памяти, внимания, мышления. Развитие связной речи.
Воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности, творческой активности.
Оборудование: серия картин об осени. Пособия – проворные мышки, канцелярские скрепки и желтые кружки для цветиков - разноцветиков, солнышки, улитка Уля, гусенички - синеглазки, чудесный мешочек с буквами, гусеница Гуля, мнемотаблица Сова, домик для буквы С, слоговые таблицы и счеты, стихи и речедвигательные упр-я по теме, загадки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети, у нас сегодня гости! Давайте покажем гостям, в какие игры мы умеем играть.
2. Какое сейчас время года? Сегодня мы еще раз поговорим об этом чудесном времени года. А чтобы мы лучше вспомнили и наш рассказ был интересным, нам помогут эти картинки (идет составление рассказа по серии картин). О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дни давно короче стали,
Листья золотом горят,
Улетают птичьи стаи
За далекие моря.
Тихо-тихо на опушке,
Уж кукушки не слыхать,
И готовятся зверюшки
Зиму долгую встречать.
3.
1. Тренировка силы речевого выдоха - Работа с пособием «Проворные мышки.»
2. Тонкая моторика пальцев рук – Пальчиковые упражнения с проговариванием.
3. Изготовление цветиков - разноцветиков с помощью кружков и разноцветных скрепок.
-Осенью цветы увядают. Без них очень скучно. Давайте с вами сделаем необычные цветы.
Молодцы! Цветы у вас получились яркие, разноцветные. Положим их в корзинку, а потом покажем детям в группе.
4.
А сейчас я прочту вам стишок, а вы должны отгадать, с каким звуком мы сегодня будем играть.
Топают гуськом, гусак за гусаком.
Смотрит свысока, гусак на гусака.
Какой звук часто повторялся? Правильно. Звук С и его братишка звук СЬ.
Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков.
В словах звук С всегда свистит,
В них слышен он прекрасно,
Собака, сумка, сахар лист-
Теперь тебе все ясно?
Так ветер осенью свистит
Стучась в стекло с разбегу,
И свистом словно говорит:
«Насыплю скоро снегу!»
Речедвигательная минутка «Времена года».
Раз, два, три, четыре, пять
Это каждый должен знать (дети шагают на месте)
Лето, осень и зима,
А потом придёт весна. (хлопают в ладоши)
Мы теперь друг друга спросим (разводят руки в стороны и смотрят друг на друга)
-Что настало нынче?
-Что настало нынче?
-Осень!
От времени года (поднимают вверх указательный палец)
Зависит погода. (произносят слова с назидательной интонацией)
5.
1. Нахождение звука С в словах. Игра с пособием «Улитка Уля».
Загадка про улитку.
Кто там медленно ползёт,
На себе свой дом везёт?
Проползёт ещё немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листку, по ветке гибкой,
В гости к нам ползёт? (улитка).
Дети! К нам приползла наша улитка Уля. У неё в домике много картинок. Уля хочет нам их показать. Давайте назовём картинки словами. (Дети хором называют картинки). Назовите слова со звуком С. А в каких словах мы слышим звук Сь?
2. Нахождение места звука С в словах. Игра с пособием «Гусенички – Синеглазки». Помогите Уле правильно раздать картинки гусеничкам.
1-я гусеничка - звук С в начале слова, 2-я – в конце слова, 3-я – в середине слова.
Улитка Уля за помощь дарит детям стишок «Сова».
В лесу темно, все спят давно
Лишь сова не спит, на суку сидит
На нас глядит.
Речедвигательная пауза «Осень, осень – листопад».
Осень, осень – листопад (плавным движением поднимают руки вверх)
Листья жёлтые летят (постепенно опускают руки вниз).
Ветер дует, задувает (руки от груди не спеша двигаются вперёд).
Туча солнце закрывает (закрывают глаза руками).
Дождик капает с утра (показывают руками, как капает дождь, приседая)
Осень – грустная пора. (разводят руки в стороны с выражением грусти на лице)
6.
Знакомство с буквой С.
Дети, какой буквой обозначим звуки С и Сь? Выставляется «Домик буквы» с буквой С.
На что похожа буква С? На месяц, на кусок бублика (показ детям картинок и чтение стишков про букву С).
Что такое буква? – Это фотография звука.
Прорисовывание буквы С в воздухе пальцем.
7. Выставляется пособие «Солнышко». К нам в гости прикатило солнышко. Солнышко грустит. Давайте пригласим его поиграть вместе с нами.
1. Чтение слоговых табличек.
2. Посчитать количество слогов в словах (СОМ, КОСЫ, ЭСКИМО).
3. Расклеить буквы, которые склеил Дед Буквоед.
4. Игра «Чудесный мешочек» – узнать букву на ощупь.
5. Звуковой анализ слова СОВА.
6. Игра «ОДИН-МНОГО».
7. Чтение слогов на лучах солнышка (СА, СО, СУ, СЫ, СЭ)
Посмотрите, дети, солнышко развеселилось и заулыбалось нам. Ему очень понравились наши игры со звуками и буквами. Какое слово оно хочет нам сказать? МО-ЛОД-ЦЫ!
8.
Работа с мнемотаблицей «Сова».
Дети, давайте вспомним стишок, который нам улитка Уля подарила.
Показ мнемотаблицы «Сова» (дети вспоминают стишок, используя картинки).
9.
Игра с пособием «ГУСЕНИЦА ГУЛЯ».
Осенний дождик смыл все краски на платье Гусеницы Гули. Ей очень грустно. Давайте ей поможем и заново разукрасим ее наряд. Тот, кто назовет слово со звуками С и Сь, подойдет и разукрасит Гуле платье цветным кружком. Вот мы и помогли нашей Гуле.
Что она вам сказала? МО-ЛОД-ЦЫ!
10. Итог занятия.
Дети, с какими звуками мы сегодня играли? С какой буквой познакомились?
Все вы хорошо играли с улиткой Улей, с гусеничками – синеглазками, развеселили Солнышко,помогли гусенице Гуле. Какие слова они вам сказали? СПА-СИ-БО. МО- ЛОД-ЦЫ!