Екатерина Поликарпова
Занятие по развитию речи «Звуковая культура речи: звук [Ц]» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук Ц»
Задачи:
Упражнять детей в произнесении звука «Ц» (изолированного, в слогах, в словах).
Учить различать слова со звуком «Ц» (в начале слова, в середине слова и в конце слова).
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развитие фонематического слуха, творческого воображения.
Публикация «Занятие по развитию речи „Звуковая культура речи: звук [Ц]“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материал:
Демонстрационный:
Игрушка цыпленок, кошка.
Картинки: изображения предметов для артикуляционной гимнастики (лопата, часы, качели, орехи, толстяк-худышка); белочка грызет орешки, лошадка бежит, девочка с цыплятами, кошка с мышкой; цыпленок, заяц, цапля, курица, овца, ящерица, гусеница, цветок.
Музыкальное сопровождение (гимнастика для глаз).
Ход занятия:
К нам в гости сегодня пришел Цыпленок, а зовут его Цыпа. У него большое горе, он не знаком со звуками. Поможем Цыпе? Познакомим?
Только для начала мы должны подготовиться и сделать «зарядку для язычка» (Артикуляционная гимнастика).
«Лопаточка» Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5. Следить, чтобы губы не были напряжены, язык не высовывался далеко.
«Часики» Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«Качели» Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней.
«Орешки» Рот открыт. Напряженным языком упереться сначала в одну, затем в другую щеку.
«Толстячок - худышка» Сначала надуть обе щеки одновременно, затем втянуть щеки в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
Молодцы ребята, наши язычки готовы к работе.
А сейчас послушайте стишок:
«Цыпленок, находясь в яйЦе,
Знакомится со звуком Ц.
И только выйдя из яйЦа
На «Цып-Цып» отзывается.»
Какой звук я выделила? Правильно, звук «Ц».
Вспомните, какая птичка поет эту песенку (ц-ц-ц-ц-ц? Конечно, синичка. Давайте сделаем из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом (ц-ц-ц-ц-ц).
Вот здорово, давайте отпустим наших волшебных синиЦ, пусть «полетают», а мы последим за ними глазками. Покажем Цыпе, как мы тренируем глазки?
Гимнастика для глаз (музыкальное сопровождение – пение птиц) :
«Полетела вверх синиЦа, покружилась, покружилась и к нам на пол опустилась. Походила вправо, влево, и в окошко полетела. Далеко-о-о-о-о улетела (всматриваемся в даль). Ей ресничками маши и в дорожку проводи.»
Отлично, теперь наши глазки тоже готовы к работе. Давайте посмотрим на картинки и попробуем их озвучить, объясним Цыпе, что происходит на картинках:
Упражнение с проговариванием звука «Ц» в слогах:
Как белочка грызет орешки? Цик-Цик-Цик (громко, потом тихо).
Лошадка бежит по дорожке: Цок-Цок-Цок (громко, потом тихо).
Девочка зовет Цыплят: Цып-Цып-Цып (громко, потом тихо).
Кошка мышку ловит: Цап-Цап-Цап (громко, потом тихо).
Молодцы ребята.
Упражнение с проговариванием звука «Ц» в словах:
Ребята, я вам называю слова, вы их внимательно послушайте и попробуем определить где мы слышим звук «Ц» в начале или в конце слова?
- Цапля, Цыпленок, Цирк, Цветок, Цепь.
Где слышим звук «Ц»?
Правильно, звук «Ц» мы слышим в начале слова. Давайте повторим за мной эти слова: цапля, цыпленок, цирк, цветок, цепь.
А вот еще интересные слова со звуком «Ц» :
- огуреЦ, колодеЦ, кузнеЦ, заяЦ, палеЦ.
Где слышим звук «Ц»?
Правильно, в этих словах звук «Ц» слышится в конце слова.
Давайте их тоже проговорим: огурец, колодец, кузнец, заяц, палец.
Вот сколько слов мы с вами назвали.
Физкульт. минутка.
Теперь и отдохнуть пора. Встаем в круг:
«ЗаяЦ беленький сидит и ушами шевелит (дети идут по кругу).
Вот так, вот так, он ушами шевелит (шевелят кистями рук, подняв их к голове).
ЗайЦу холодно сидеть, надо лапоньки погреть.
Хлоп-хлоп. Хлоп-хлоп. Надо лапоньки погреть (хлопают в ладоши).
ЗайЦу холодно стоять, надо зайЦу поскакать.
Скок-скок. Скок-скок. Надо зайЦу поскакать (прыгают на 2ногах по кругу).
Кто-то зайЦа испугал, заяЦ прыг и ускакал! (воспитатель хлопает в ладоши, дети убегают по местам)».
Ребята, наш новый друг Цыпленок Цыпа очень рад, что научился произносить звук «Ц» и ему пора отправляться домой к маме-куриЦе. Но это не просто! Чтобы ему из леса добраться до своего дома-курятника, нужно тихо-тихо пройти по дорожке и не попасться кошке Царапке в лапки. Поможем Цыпе?
Ой, а что же здесь произошло? Почему от Цыпиных друзей остались одни тени? Давай попробуем угадать чьи это тени и может быть тогда друзья покажутся? Но, каждому другу мы должны сказать : «Ц-ц-ц», чтоб они не шумели и злая кошка Царапка не поймала нашего Цыпу.
Прохождение лабиринта.
Загадки:
1. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
2. Бегает среди камней, не угонешься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица).
3. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -, ищет в речке лягушат. (Цапля).
4. Эх, забавная гармошка к нам по веточке ползет,
Выбирает там листочки и грызет, грызет, грызет! (Гусеница).
5. Стоит Ивашка в яркой рубашке,
На зеленой ножке, в бархатной одежке. (Цветок).
6. Свяжет варежки бабуля для себя и внучки Юли
Свяжет свитер для отца. Ну, а шерсть ей даст… (Овца).
Ну что ж, мы справились с заданием. Кошка Царапка не заметила Цыпу и он благополучно вернулся домой к своей маме-курице.
Итог занятия :
Ребята кто приходил к нам в гости? (цыпленок)
А как звали цыпленка? (Цыпа)
Для чего приходил к нам Цыпа? (подружиться со звуком «Ц»)
Цыпа справился с задачей? (да)
Когда Цыпа возвращался домой, что он говорил всем, кто ему встречался? (ц-ц-ц).
Что вам больше всего понравилось сегодня на нашем занятии?
Литература использованная для составления конспекта:
1. В. Гербова – «Занятия по развитию речи» Средняя группа.
2. Е. Н. Белоус – «Технология развития речи дошкольников».
3. О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи».
4. Л. Комарова – «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях».
5. Е. Железнова – «Лого