Татьяна Соловьёва
Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в средней группе на тему : «Звуковая культура речи : звук з-зь»
Воспитатель: Соловьева Т. А.
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук з-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звук [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
обучающие: упражнять детей в произношении звука з-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
развивающие : развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материал, оборудование:
Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы.
Словарная работа: улей (домик для пчёл, нектар (сладкий сок выделяемый цветком).
Методические приё мы: использование ТСО, дидактическая игра малой подвижности «Пчёлы», беседа.
Ход ООД.
I.Вводная часть
Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей)
1. Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки»
Ветер (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
И. п. – о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.
1 – сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – сделать губы трубочкой, выпустить воздуз.
Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте быстрее в группу.
II.Основная часть
Воспитатель.
-Как поёт водичка в кране? (С-С-С) Давайте споём песенку водички.
-Давайте вспомним чистоговорку лиса.
Са-са-са - Эта хитрая лиса, Су-су-су- И живёт она в лесу, Сы-сы-сы -Много дела у лисы, Со-со-со - Она крутит колесо.
-Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идё т речь :
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Разрешенья не спросит,
Подлетит- и укусит! (Комар)
-Как поёт комар (З-з-з)
-Если звук С – «песенка водички в кране» — звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Рот – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.
-У нас летом очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.
-Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчёла)
Дидактическая игра «Пчелы»
Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.
Материал. Картинка с изображением улья.
Воспитатель. Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».
Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).
Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).
Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).
Воспитатель. (Работа по картинкам)
Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?
Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З? (Заяц, зубы, зонт)
Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь? (зебра, зеркало, зима)
Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)
Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)
IV. Подведение итога
Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С.)
Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)