Кристина Антонова
Занятие по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуковая культура речи : звук ш.
Задачи:
-Упражнять в правильном произношении звука ш
-Способствовать формированию умения четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах);
-Формирование умения различать слова со звуком ш.
-Способствовать развитию фонематического слуха, словарного запаса, логического мышления, внимания, наблюдательности, активности.
Предварительная работа: Упражнения на нахождение звука в слове.
Публикация «Занятие по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звук [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Подготовка к занятию : проветриваю помещение, подготавливаю необходимый материал.
Материал: вата, иллюстрации слов со звуком ш, изображение улитки.
Организация и методика проведения образовательной деятельности:
-Ребята, присаживайтесь на свои места.
-К нам в гости пришел Мишка, он принес нам интересный рассказ и он очень хочет, чтобы мы с ним познакомились. Хотите?
-Тогда слушайте внимательно.
-Мой Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает. Давайте вместе покажем, как язычок выглядывает из домика.
Однажды решил Язычок поиграть : вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так. Давайте вместе со мной.
Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.
Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показывает).Покажите. Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.
Хотите поиграть? Я скажу: «Хвостик греется на солнышке», а вы положите язык на нижнюю губу – на крылечко домика. Вот так. Потом я скажу: «Собака!», а вы поднимите кончик язычка кверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать, а Язычок будет сидеть в домике и держать хвостик поднятым кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не опускайте!»
-А теперь давайте попробуем поднять кончик языка кверху, округлив и вытянув губы, произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды. Посмотрите как я делаю.
А теперь подставьте ладошку ко рту вот так, и попробуйте еще раз произнести звук ш, чувствуете, на ладони ощущается струя воздуха? Она теплая или холодная? Только не прижимайте ладонь ко рту.
(Дети, не умеющие произносить звук ш, подносят ладошку ко рту воспитателя, который говорит: «Ш-ш-ш»).
А сейчас, я предлагаю вам по экспериментировать. Посмотрите, у меня есть маленький кусочек ватки, смотрите, что с ним происходит, если ватку положить на ладошку и произнести звук ш. Ватка подпрыгивает, а иногда и слетает с ладони.
У вас на столах лежит кусочек ватки, возьмите и положите его на ладошку, вот так, попробуйте.
«А теперь давайте играть.
– Вы будете изображать ветер. Ветер шумит. Подул зашумел: „Ш-ш-ш“. Теперь зашумел сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, тише, еще тише, совсем тихо.
-А теперь вы будете Гуси. Гуси шипят. Теперь шипит сильнее, потом совсем сильно. А теперь шипит тихо, совсем тихо».
«Слов, которые начинаются со звука ш, очень много. А какие слова, которые начинаются на звук ш, знаете вы?
А вот Мишка принес нам слова, которые знает он, давайте назовем их: шалаш, шампунь, шапка, шашки, шахматы, шашлык. (показываю иллюстрации)
Давайте проверим, услышите ли вы звук ш, когда я буду произносить слова. Вставайте. Когда услышите слово, начинающееся со звука ш, хлопните в ладоши: шуба… теплая… шелк… красивый… шахтер… шинель… шиповник… розовый… шторы. (Произнося слово, считаю до трех, затем произношу следующее слово.)
А ещё у Мишки есть подружка, а кто это, вы узнаете из загадки.
Слушайте внимательно. И найдите в загадке слова, со звуком ш.
«Улитка» (из немецкой народной поэзии в пер. Л. Яхнина) :
Толстушка-ползушка
Дом – завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
«И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?» повторяю эту фразу, а дети называют слова со звуком ш.
-Правильно, это улитка, давайте еще раз назовем слова со звуком ш, которые вы услышали в загадке.
-Молодцы ребята, все слова нашли со звуком ш.
Скажите, что мы сегодня делали? Кто приходил к нам в гости? С каким звуком мы познакомились? Что мы можем почувствовать, если поднесем ладошку ко рту, при произношении звука ш? А что может быть с ваткой?
-Правильно, молодцы, все были очень внимательными.