Татьяна Роговская
НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по развитию речи на тему «Звуковая культура речи. Звуки [л], [л’]» (средняя группа)
Цель
Упражнять детей в четком произнесении звука л. Совершенствовать фонематическое восприятие.
Задачи
Образовательные:
- Упражнять детей в произнесении звуков «л, ль» (изолированного, в слогах, в словах, предложениях).
- Учить различать слова со звуками «л, ль».
Публикация «НОД по развитию речи на тему „Звуковая культура речи, Звуки [л], [л’]“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие :
- Совершенствовать интонационную выразительность речи;
- Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь.
Демонстрационный материал
-Картинки (индюк, корзинка 2шт, лук свекла, баклажан, тюльпан, василек, лилия); иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка» (Васнецов).
-Колокольчик;
-Игрушка заяц;
-Ширма.
Ход нод:
В: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)
Звучит звукозапись «Пение птиц»
Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Да, наступила весна. Солнышко стало теплым. Все звери и птицы радуются хорошей погоде. И только индюк сердито ходит по птичьему двору и поет свою ворчливую песню "бл-бл-бл".
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бл – бл – бл»)
Понесся стрелою (бег на месте.)
Дети садятся на места
На доску вывешивается картинка индюка
Как ворчит индюк?
Чтобы у вас получилась песня индюка надо заставить язычок бегать быстро-быстро: „Бл-бл-бл“ (Артикуляционное упражнение «Индюк»). Попробуйте… Дети повторяют за воспитателем.
Устал язычок, пусть отдохнет, выпустите его погреться на весеннем солнышке. Улыбнитесь, приоткройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу (выполняется артикуляционное упражнение "лопатка") - " поднимите кверху и спрячьте за верхние зубы.
Широко улыбнитесь и пойте: «Л-л-л». Отдохните и попробуйте спеть еще раз: «Л-л-л». Послушаем, как эта песня получается у Маши…. (Называет 3–4 детей.).
У индюка, – продолжает педагог, – песня сердитая. Дети повторяют вместе с воспитателем л-л-л.
Ребята, песенки умеет петь не только индюк. У колокольчика тоже есть песенка. Послушайте, как звенит колокольчик (показать детям звучание колокольчика). Он поет "ли-ли-ли. (звук и должен звучать как можно тише). У колокольчика песенка нежная, легкая, в ней живет мягкий звук "ль". А теперь представьте что вы колокольчики и споем песенку колокольчиков ли-ли-ли. (Песню поют девочки, а потом поют мальчики и затем несколько детей индивидуально)
Сейчас мы будем петь разные песни. Одни из них похожи на песенку сердитого индюка, а другие на песенку колокольчика:
Ла-ла-ла – ля-ля-ля,
Лы-лы-лы – ли-ли-ли,
Лу-лу-лу - лю-лю-лю
Ол-ол-ол – ял-ял-ял
Индюк для вас принес корзинки и картинки, в названии которых есть звуки "л" и "ль". Но случайно они рассыпались и перемешались. Вот индюк и рассердился. Поможем ему собрать картинки, в названии которых есть его любимая песенка л в синюю корзинку? А в зеленую корзинку соберем картинки, в названии которых услышим песенку колокольчика ль.
Проводится игра "Разложи картинки в корзинки" (Дети называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, в какую корзинку положить картинку).
Молодцы ребята помогли индюку, и он перестал сердиться.
Физкультминутка "Части тела» (Дети должны показывать и называть части тела в соответствии с текстом стихотворения).
Вот со звуком «Л» слова: Лоб, затылок, голова, кулаки, ладошки, локти.
Звука «Л» нет в слове «ногти».
Глазки, тело и лопатки.
Звука «Л» нет в слове «пятки».
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Игра называется " Не ошибись", я буду вам называть слова, а вы мне хлопком отмечаете слова со звуком л -ль : лук… чеснок… лимон… лиса… ландыш… лес… дуб…летчик… лягушка… .
- Молодцы ребята, все вы оказались внимательными, справились с заданием. (Дети садятся на места)
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Из-за ширмы появляется грустный зайка.
Воспитатель:
Вы узнали кто это? (Педагог показывает игрушечного зайца и просит описать его)
А из какой он сказки? (на доске иллюстрации к сказке Васнецова)
Ответы детей. «Заюшкина избушка».
Воспитатель:
Как вы думаете, почему зайчик грустный? Что у него могло случиться?
Ответы детей.
Лиса обидела. Из дома выгнала.
Воспитатель:
Ребята, а давайте поиграем с зайчиком в игру «Закончи предложение», зайчик будет начинать предложение, а вы заканчивать.
У меня была избушка лубяная, а у лисы…
Весна пришла, а зима…
Зимой было холодно, а весной стало…
Попросилась лиса ко мне, да меня же…
Лиса смеется, а я…
Хотели мне помочь собака, медведь и петух. Я маленький, а медведь…
Собака оказалась трусливая, а петух…
Воспитатель:
Молодцы ребята справились с заданием, хорошо знаете сказку. И зайчик стал веселый и дарит вам подарок (речевая игра «Улитки. Звук л,ль»)
Воспитатель:
Ребята, вы сегодня молодцы. Были внимательными, старательными.
Рефлексия:
С каким мы звуком познакомились?/С какими новыми песенками мы познакомились сегодня?
Как поёт сердитый индюк?
Какая песенка у колокольчика?
В какие игры играли?
Кто к вам в гости приходил?