Жанар Исагалиева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи : звук з-зь "
Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам. Задачи: обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком. развивающие : Развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность. воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения. Материал, оборудование: 1. Демонстрационный материал: Обруч с листочками, экран, обручи, цветы. Словарная работа: улей (домик для пчёл, нектар (сладкий сок выделяемый цветком). Методические приё мы: использование ТСО, дидактическая игра малой подвижности "Пчёлы, беседа. Структура НОД: 1. Вводная часть (длительность 3мин) Создание интереса, эмоционального настроя к НОД, сюрпризный момент. 1. Упражнения на развитие речевого выдоха 2. основная часть (длит. 15мин) Методические приёмы 1. Артикуляционная гимнастика 2. Логопедическая распевка "Песок", "Лиса" (Звук С) 3. Знакомство со звуком З-Зь 4. Дидактическая игра "Пчёлы" 5. Работа по картинкам 6. Логопедическая распевка "Коза" 3. заключительная часть. Подведение итога НОД (длит2мин)
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звук [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Ход НОД. I.Вводная часть Воспитатель. Ребята, в какое время года мы с вами попали? (Осень) Какие признаки осени вы знаете? (Желтеют и опадают листья, улетают птицы в тёплые края, часто идут дожди, становится холодно, люди одевают тёплую одежду, собирают овощи и фрукты с огородов и полей) 1. Дыхательная гимнастика "Подуем на листочки" Ветер (повторить 2-3 раза) Сильный ветер вдруг подул, Листики с деревьев сдул. И. п. - о. с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. 1 - сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; 2 - задержать дыхание на 3-4 сек; 3 - сделать губы трубочкой, выпустить воздуз. Воспитатель. Как здесь холодно, пойдёмте быстрее в группу. II.Основная часть Воспитатель. Ребята гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь со всеми. Сегодня у нас с вами развитие речи, мы с вами вспомним произношение звука С, и будем учиться произносить звук З-Зь, но прежде чем начать закреплять и изучать новое, надо подготовить наш артикуляционный аппарат. 1. Артикуляционная гимнастика o Улыбка и удержание губ в улыбке. При этом передние зубы обнажены и хорошо видны. o Трубочка. Вытягивание губ вперед трубочкой. При этом движении двигаются только губы! o Чередование: улыбка - трубочка. o Подъем языка за верхние зубы, за нижние зубы. o Чередование движений языка вверх - вниз. 2. Закрепление пройденного материала Звук С -Как поёт песочек? (С-С-С) Давайте споём песенку песочка. 1. Логопедическая распевка "Песок" (Звук С) -Давайте вспомним чистоговорку лиса. 2. Логопедическая распевка "Лиса" (проговаривание чистоговорки)
Са-са-са Эта хитрая лиса, Су-су-су И живёт она в лесу, Сы-сы-сы Много дела у лисы, Со-со-со Она крутит колесо. 3. Знакомство с новым материалом 1. Знакомство со звуком З-зь -Ребята я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите о каком насекомом в ней идё т речь : Не зверь, не птица - Нос, как спица. Летит - пищит, Сядет - молчит. Разрешенья не спросит, Подлетит- и укусит! (Комар) -Как поёт комар (З-з-з) -Если звук С - "песенка насоса, песенка песочка" - звучит тихо, то звук З песенка комара звучит громко - зззз, и слышен голос. Рот - это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. "Покажите, какое положение при этом имеют губы (улыбка, язык (широкий с желобком посередине). "Протяжно сами произнесите звук З - "песенку комара". "Попросите малыша повторить ее. -У нас на Севере летом и осенью очень много комаров, больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь. -Какие ещё насекомые произносят звук З? Отгадайте загадку. Если пил ты чай с медком, С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала Работящая… (пчёла) 2. Дидактическая игра "Пчелы" Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический
слух детей. Материал. Картинка с изображением улья. Воспитатель. Пчелы живут в ульях - домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: "Зззз-зззз-зззз" (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: "Зь-зь-зь". Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) - поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: "Ззз-ззз" (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: "Зь-зь-зь" (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты). Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много меда и полетели в улей: "Зь-зь-зь"; прилетели домой и громко загудели: "Зззз-ззз-ззз" (дети имитируют полет и произносят звуки). 3. Работа по картинкам Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима, собака, дерево, лиса) Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З? (Заяц, зубы, зонт) Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь? (зебра, зеркало, зима) Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса) Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима) 4. Логопедическая распевка "Коза" (проговаривание чистоговорки) Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку "Коза". Скажите, а в слове коза есть звук З? (Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара) За-за-за-за-за Прибежала к нам коза, Зы-зы-зы-зы-зы Ой беда у той козы, Зо-зо-зо-зо-зо И поют козлята зо, Зу-зу-зу-зу Надо выручить козу.
III.Заключительная часть Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь) С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С.) Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий) .