Екатерина Мочалова
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие», тема: «Звуковая культура речи: звук «Ц» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять в произношении звука «ц», используя акустико-артикулякуционную характеристику звука.
Программные задачи:
1)Образовательные :
— учить различать и правильно произносить звук «Ц»;
—уточнить и закрепить артикуляцию звука «Ц»;
—упражнять в произнесении звука изолированно, в слогах, в словах, фразовой речи;
— продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными;
Публикация «Конспект ООД по образовательной области „Речевое развитие“, тема: „Звуковая культура речи: звук „Ц“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
— обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
2)Развивающие :
— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
—развивать фонематический слух;
—развивать тембр речи;
— развивать память, мышление, внимание, восприятие.
3) Воспитательные:
— воспитывать любовь к животному миру;
— поощрять желание помочь другим.
Методы и приемы
1. Сюрпризный момент;
2. Вопросы воспитателя;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Хоровое и индивидуальное проговаривание;
5. Индивидуальное поощрение;
6. Пальчиковая игра;
7. Чистоговорки;
8. Подвижная игра;
9. Беседа.
Предварительная работа:
Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Игровые упражнения на закрепление правильного произношения звуков «с» и «з» в речи, фразах, чистоговорках, небольших стихотворениях, загадках, пословицах и поговорках.
Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, голосового аппарата, на выработку умеренного темпа речи («Вертушка», «Ветерок», «Осенние листья» и т. п)
Материалы и оборудование: игрушки: синицы, цыпленка, кошки, курицы, картинки на звук [Ц].
Интеграция с образовательными областями : познавательное развитие, физическое, социально-коммуникативное.
Ход НОД:
1)Вводная часть
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
(Звучит фонограмма щебетанья синиц.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что это за звуки?
Дети: Это птица поет.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это птица-синица поет. Я сегодня шла в детский сад и увидела синицу, которая сидела на кормушке. На улице холодно, мне стало жалко птицу, я открыла окно и впустила её в группу. Синица отогрелась и запела «Ц-Ц-Ц». Послушайте как красиво она поет.
Воспитатель: Чтобы она у нас не скучала, я предлагаю научиться петь как синица.
2)основная часть
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что нам нужно сделать для того,
чтобы наша песенка получилась красивой?
Дети: Сделать зарядку для язычка.
Воспитатель : Правильно. Теперь присядем, чтобы нам было удобней и сделаем зарядку для язычка. Повторяйте за мной.
Комплекс артикуляционной гимнастики:
«Улыбка» :
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.
«Заборчик» :
Улыбнуться (зубы сомкнуты и не видны).Удерживать губы в таком положении.
«Красим нижний заборчик» :
Приоткрыть рот и «покрасить» нижние зубки с внутренней стороны.
«Наказать непослушный язычок» :
Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».
«Приклеим язычок»
Улыбнуться,прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы готовы спеть красивую песню синицы: «Ц-Ц-Ц».Все вместе «Ц-Ц-Ц». Губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.
Дети: «Ц-Ц-Ц» (индивидуальные повторения)
Воспитатель: Как хорошо получается, давайте споем весело и громко. (хоровые и индивидуальные повторения)
Воспитатель: А теперь наши ручки превратятся в крылышки. Приготовьте ручки.
Пальчиковая игра
Шустрая синица (машем двумя ладонями, изображая синицу.)
Села на кормушку. (ладонь кверху.)
Пропищала тоненько: (прижимаем указательный палец к большому,
оставляя маленькое пространство.)
«Жду я тут подружку».
Воспитатель: А теперь пропищим тоненько, то есть тихо «Ц-Ц-Ц» (хоровые и индивидуальные повторения детей)
Воспитатель: Ой как хорошо вы поете. Услышал «песенку синицы» цыпленок. Выглядывает, а выйти не решается. Он только что вылупился из яйца. Послушайте, как он сначала стучал в скорлупку, когда хотел вылупиться: «АЦ-АЦ-АЦ». Повторяйте за мной.
Дети: «АЦ-АЦ-АЦ»
Воспитатель: А потом он так стучал: «ОЦ-ОЦ-ОЦ»
Дети: «ОЦ-ОЦ-ОЦ»
Воспитатель: «ЦА-ЦА-ЦА»
Дети: «ЦА-ЦА-ЦА»
Воспитатель: «ЦУ-ЦУ-ЦУ»
Дети:» ЦУ-ЦУ-ЦУ»
Воспитатель: «ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ»
Дети: «ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ»
Воспитатель: Раз цыпленок боится выйти, может мы позовем его? Как будем звать?
Дети: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП
Воспитатель: Не идет! Попробуйте вы. (индивидуальные и хоровые повторения). Вот он и появился.
Воспитатель: Ребята, а цыпленок какой?
Дети: Цыпленок желтый, пушистый, маленький
Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в цыплят и немного поиграем.
Физкультминутка :
Воспитатель:
Шел цыпленок по дорожке (шагаем на месте)
Прыгал он на правой ножке. (прыгаем на правой ноге)
А еще кружился смело (кружимся)
Лапками махал умело. (машем руками)
Он спешил к себе домой (шагаем на месте)
К милой мамочке родной.
Воспитатель: Шел, шел цыпленок и вдруг его заметила кошка Царапка. А цыплята испугались и убежали все домой (дети садятся за столы).
Воспитатель: Ребята, а кто помнит, как зовут кошку?
Дети: Царапка (повторения 2-4 детей)
Воспитатель: Говорит кошка «Сейчас я цыплят цап-царап». Что сказала кошка Царапка?
Дети: «Сейчас я цыплят цап-царап»(2-3 повторения)
Воспитатель: Даша, предупреди Царапку – погрози и скажи строго «Не цапай цыплят»
Даша: «Не цапай цыплят»
Воспитатель: А теперь девочки погрозите кошке.
Девочки: «Не цапай цыплят»
Воспитатель: Теперь мальчики громко погрозите кошке.
Мальчики: «Не цапай цыплят»
Воспитатель: Посмотрите, Царапка испугалась и убежала (убираю игрушку кошки). А цыпленка нашла его мама. А кто мама цыпленка? (ставлю на стол игрушку курицы)
Дети: Курица.
Воспитатель: Правильно, курица. Давайте посмотрим кто у нас остался, после того, как Царапка убежала?
Дети: Синица, цыпленок, курица
Воспитатель: Кто рядом с синицей?
Дети: Рядом с синицей цыпленок. (2-3 повторения)
Воспитатель: Кто рядом с цыпленком?
Дети: Рядом с цыпленком курица и синица. (2-3 повторения)
Воспитатель: Курица с цыпленком обрадовались, что кошка убежала и пошли домой, а синица осталась одна и хочет с вами поиграть в игру «Поймай песенку синицы».Мы приготовили для вас слова, в некоторых из них есть «песенка синицы. Как она звучит?
Дети: «Ц-Ц-Ц»
Воспитатель: Если вы ее услышите,то хлопайте в ладоши. Если же нет - сидите тихо.
(Показываю картинки со звуком «Ц»)
3)заключительная часть
Воспитатель: Молодцы! Синице очень понравилось с вами играть. А в благодарность она хочет научить вас стишку (чистоговорке) :
Целый день цыпленок Цып
Возле курицы сидит.
Воспитатель: Как замечательно у вас получается. Молодцы, ребята, хорошо сегодня попели и поиграли. А теперь пришло время попрощаться с птицей-синицей. Она отогрелась и хочет на улицу к своим подружкам. Пойдемте выпустим ее.